Если спросить людей разных профессий, что такое жизнь, можно немало удивиться тому, насколько будут отличаться их ответы. И правда, есть огромная разница с точки зрения медика, философа, богослова. Да и вообще каждый человек имеет своё собственное мнение и может предложить некое уникальное, близкое лично ему определение. Но вряд ли кто-то станет спорить, что одно из них может звучать так: жизнь — это совокупность чередующихся друг с другом моментов, вызывающих определённые эмоции. Научен ли такой подход? Конечно нет. И всё же разве хоть одно слово погрешило против истины?
Именно из таких мгновений и эмоций, испытанных в разные годы, состоит «стихо-стенограмма жизни», которую Борис Алексеев создавал на протяжении десяти лет и записал в сборник «Заметы сердца на полях». Произведения на страницах настолько разные, насколько могут быть разными дни в календаре. Ведь никому не придёт в голову сравнивать январь с июлем.
Одной из тем, которым Борис Алексеев традиционно уделяет внимание, является природа. Его пейзажная лирика образна и полна оттенков. Он посвящает свои произведения как родным широтам, переплетая разговор о природе с философскими или романтическими мыслями («Как хорошо по вечерам над речкой / Сидеть с любимой в зарослях сирени, / Ломать пустяшный стебелёк растений / И плавить словом девичье сердечко!»), так и далёким краям, где шумят своими ветвями пальмы, а прибой разбивается об острые береговые камни («Глазам не верю — Океан / Притих, как барс, передо мною, / Раскинув лапы к берегам / Ленивой пенистой волною»). И в каждом стихотворении разное настроение и непохожие друг на друга эмоции.
Можно ли сказать, что сборник «Заметы сердца на полях» — это книга, в которую вошла исключительно пейзажная лирика? Абсолютно точно нет. Да, природа появляется в некоторых произведениях, раскрывается с разных сторон, но в большинстве случаев является лишь метафорой или фоном для выражения совсем других чувств. И одно из них, во многом перекликающееся с любовью к окружающему миру, — это патриотизм, в полной мере присущий Борису Алексееву:
На голос Родины, неведомый откуда,
В журчании забытого ручья
Вдруг возникает ощущенье чуда
И сладостная радость бытия.
Отношение к Отчизне — чувство сложное и многогранное. Борис Алексеев не обходится без критики. Но она не мешает ему радоваться хорошим моментам и уделять внимание славным историческим вехам, которых немало было в прошлом России («Во дни былых солнцестояний / И зорких половецких стрел / В земле пустой, звериной, / ранней Рождалась Русь, стремя удел»), а заодно поминать добрым словом людей, внёсших вклад в развитие культуры страны и формирование общественной ментальности. Речь, конечно же, идёт о классиках, подаривших лучшие стихи и прозу своим современникам и людям, которые пришли в этот мир после. Причём автор этой книги пишет стихотворения о Цветаевой, Гумилёве и других знаковых личностях, одновременно затрагивая события из их жизни («…Гумилев Николай Степанович, / замечательный русский поэт, / был расстрелян / под некой Бернгардовкой / тридцати пяти от роду лет») и отношение непосредственно к творчеству этих замечательных писателей, чей голос доносится до нас из былых эпох: «Эх, муза русская — поэтов мельница. / Зерно проросшее дробится, мелется. / Урчат покатисто жёрновы блинные. / Шестидесятые — года былинные!»
И, конечно, нельзя обойти стороной две яркие грани личности Бориса Алексеева. Во-первых, это его романтичность, позволяющая испытывать и описывать чувства так ярко, что они невольно рождают отклик в сердце читателя:
Перебираю, как старые книги,
Наши с тобою свидания в прошлом.
Крылья стремительной греческой Ники,
Те, что в музеях тверды и изношены…
Во-вторых, это глубокая вера в Бога, которая направляет писателя по жизни и отражается в его творчестве — как в философской, так и в теологической лирике, тесно переплетаясь с темами природы и любви, если рассматривать её в самом широком, всеобъемлющем смысле:
Моя душа спешит за горизонт,
Её манит неведомое благо,
От умиления я начинаю плакать,
Раскрыв шатёр добра как ветхий зонт.
Распев добра подобен алтарю,
Ему внимает хор протяжный.
В шатровой лествице многоэтажной
Я перед Богом в сумраке стою.
Книга «Заметы сердца на полях» — это намного больше, чем можно рассказать в одной короткой рецензии. Это калейдоскоп человеческих переживаний, мыслей, идей, надежд, сомнений, скорбей. Они созвучны ударам сердца поэта, под ритм которого подстраивается и сердце читателя, единомышленника, того, кто может понять многообразие эмоций, окрасивших мгновения жизни Бориса Алексеева в столь насыщенные тона, что они просто не могли не выплеснуться на бумагу в формате красивых строк.
Пресс-служба издательства "Союз писателей"
Читайте также:
Ян Флеминг. Как разведчик стал писателем