Найти тему
Дмитрий Март

Вениамин Смехов накануне 80-летия о своей книге "Жизнь в гостях"

Оглавление

Всенародно любимый Атос из культового трехсерийного музыкально–приключенческого телефильма «Д’Артаньян и три мушкетера» (1978) совсем скоро, 10 августа, отметит 80–летний юбилей. Кстати, изначально на эту роль Георгий Юнгвальд– Хилькевич хотел пригласить будущего Шерлока Холмса Василия Ливанова. Тот даже дважды приезжал на пробы и произвел на всех хорошее впечатление.

Фото из "7 секретов"
Фото из "7 секретов"

Но затем к роли как–то заметно охладел и на все последующие вызовы больше не откликался. В итоге режиссер картины вынужден был взять другого исполнителя, и тогда выбор пал на актера Театра на Таганке Вениамина Смехова, который за семь лет до этого сыграл Арамиса в телеспектакле «Двадцать лет спустя».

И хотя с момента выхода фильма прошло уже свыше сорока лет, многие и поныне называют Вениамина Борисовича не иначе как Атосом. Эта роль стала для него поистине судьбоносной.

Фото из "7 секретов"
Фото из "7 секретов"

Равнение на Высоцкого

Стоит напомнить, что когда Вениамин Смехов отмечал свое 70–летие, то он отказался от звания народного артиста России, что вызвало тогда, 10 лет назад, немало кривотолков, в том числе и на политическую тему. Но причину отказа сразу объяснила дочь актера Алика Смехова.

По ее словам, отец всегда помнит о своем товарище по Театру на Таганке Владимире Семеновиче Высоцком, который был поистине народным, тем не менее каких–либо прижизненных званий у него не было. А вот в качестве литератора Смехов стал лауреатом художественной премии «Петрополь» и Царскосельской художественной премии.

Вениамин Борисович сколько себя помнит, всегда писал какие–то заметки о своей жизни. Вел и дневники. Все это сильно помогло в составлении автобиографии. Примечательно, что презентация издания была намечена в самом престижном в России московском Доме книги на Новом Арбате.

Фото из "7 секретов"
Фото из "7 секретов"

Увы, встречу с читателями пришлось перевести в режим онлайн, поскольку массовые мероприятия в российской столице по–прежнему запрещены. Сам автор находился у себя дома. Однако это практически не помешало интересному общению.

— Даже после сегодняшней виртуальной презентации я сразу же примусь за новые заметки, — улыбнулся Вениамин Борисович. — Я пишу ежедневно. Недаром в книге 848 страниц. Потому что жизнь у меня очень длинная.

В общем, непременно опишу то, как мы встречались в режиме онлайн. Конечно, это просто уму непостижимо: еще несколько месяцев назад такое и представить себе было нельзя. Если говорить о книге, то в ней ровно восемь глав — по числу десятилетий, которые я прожил.

Фото из "7 секретов"
Фото из "7 секретов"

Я ведь родился еще в 1940 году. Каждый читатель может сразу открыть то десятилетие, которое его интересует больше всего. А свой рассказ я остановил перед самым 2020 годом. Есть в книге и описание того, как 10 лет назад я отметил свое 70–летие.

Самое главное, что мы тогда могли свободно собираться. Удивительно, как мало человеку нужно. Сейчас у меня только одно пожелание к предстоящему юбилею: хочется встретить его без перчаток и масок. И, конечно же, вне дома.

С Пушкиным каждый день

— А как вы отметили день рождения своего любимого поэта Александра Сергеевича?

— Естественно, тоже в режиме онлайн. Моя прекрасная жена постоянно снимает на смартфон, как я читаю свои любимые стихотворные произведения, а потом выкладывает все в Сеть. Хотя, вы знаете, Пушкин со мной каждый день.

Фото из "7 секретов"
Фото из "7 секретов"

Без него просто невозможно. Стихи меня всегда спасали. И сейчас без них сидеть дома в четырех стенах было бы очень тяжело. В книге я пишу о том, что за первые 50 лет своей жизни я лишь три раза сменил место работы, но при этом девять раз менял место жительства.

А потом началась невероятно бурная гастрольная жизнь. За 10 последующих лет я насчитал 42 спальных «угла», где мне пришлось провести ночь. Я имею в виду различные города России, Америки, Германии, Франции, Израиля и многих других стран.

А когда я дошел в своем повествовании до XXI века, то и вовсе сбился со счета. Так я догадался, что последние 20 лет живу в гостях. Вот откуда название моей книги. Ну а сейчас приходится быть в гостях у себя самого. Вот уже который месяц.

Фото из "7 секретов"
Фото из "7 секретов"

Но я не жалуюсь. Не один я такой. Конечно, очень хочется снова поехать на гастроли. Потому что любому актеру свойственно наслаждаться кочевой жизнью. Я никогда не мог усидеть на одном месте. Это касалось даже замечательного и столь обожаемого мною любимовского Театра на Таганке.

Сколько себя помню, меня всегда тянуло в другие города. Гастроли — это огромная радость. Как известно, Юрию Любимову одно время ставили всякие препоны, так что наш коллектив уже тогда, можно сказать, оказался в режиме самоизоляции, потому что мы не могли никуда выезжать.

Но в какой–то момент «карантин» сняли. Недаром говорят, что в истории все повторяется. В этом году мы с коллегами уже собирались отправиться на гастроли в Челябинск, Воронеж и Санкт–Петербург, как вдруг началась пандемия. Очень надеюсь, что осенью снова окажемся на свободе.

Фото из "7 секретов"
Фото из "7 секретов"

Должен оправдать свою фамилию

— Как вы стали писателем?

— Открою вам секрет: я с детства стремился именно к литературной деятельности. И вовсе не хотел быть актером, поскольку считал это для себя чем–то немыслимым и невозможным. Я был невероятно застенчивым.

Полагал, что в моем случае сцена — это нечто совершенно недостижимое. Но спасибо стихам. Именно они сделали меня более общительным. Когда я читал на сцене строчки, то буквально оживал. Меня часто спрашивают, какой у меня любимый писатель.

Тут я целиком и полностью оправдываю свою фамилию Смехов: меня всегда интересовали авторы, которые любили здоровый смех. Это и Пушкин, и Гоголь, и Салтыков–Щедрин, и Козьма Прутков, и Чехов, и Мольер.

Фото из "7 секретов"
Фото из "7 секретов"

Отмечу, что у моего отца, а также у моих дядей– художников был прекрасный, остроумный язык. Так что я должен соответствовать. — Какую роль в вашей жизни сыграл Театр на Таганке? — Ответ на этот вопрос занял в моей книге примерно 180 страниц.

А если говорить предельно кратко, то, конечно, этот театр сыграл главную роль. Жизнеполагающую. Вот я люблю джаз. Когда писал, то импровизировал. Иногда темп повествования замедлялся, а порой невероятно убыстрялся.

Есть в книге годы, о которых я вспоминаю мельком. Но как можно мельком говорить о рождении в 1964 году Театра на Таганке? Каждый тот миг достоин отдельной главы, — улыбнулся вечный Атос.

— Вениамин Борисович, поздравляем и с выходом книги, и с предстоящим юбилеем!

Читайте другие материалы Дмитрия Марта:

В 40 лет артистка Solla решила покорить Москву

Певица Солла больше не мечтает о принце. У неё теперь другие приоритеты

Ирина Фортез: 10 лет в Норвегии. Решила вернуться

Татьяна Аугшкап - москвичка из Риги

Как живётся нашим в Ирландии. Откровенный разговор

Король шлягеров о "Евровидении", жизни в Израиле и родной Латвии

Наш человек в Вашингтоне

Как популярная певица уехала в Америку

Как рижская певица Солла пережила московский карантин

Об Оксане Невежиной из кабаре-дуэта "Не парни" и "Петросян-шоу"