"Вы дольше меня собираетесь жить? Зачем эта машина нужна? На наш век хватит Нивы" — технический директор, после того, как увидел первые макеты.
Лада Нива 2 или Шевроле Нива оказалась очень трудным ребёнком, её долго вынашивали, разработку часто забрасывали, а в итоге он стал производится под другим брендом.
В 1978 году, через год после создания первой генерации Нивы (ныне Лада 4х4), руководство АвтоВАЗа задумалось о создании в модельном ряду второго внедорожника.
Дизайнеру Валерию Сёмушкину было дано задание нарисовать эскизы и по ним вылепить из пластилина макет в натуральную величину. Машина была с удлинённой базой ВАЗ 2121 и стилистически напоминала ныне производимую модификацию "Бронто".
Готовую работу показали техническому директору и он вынес вердикт: "Вы дольше меня собираетесь жить? Зачем эта машина нужна? На наш век хватит Нивы".
Вскоре макет был уничтожен, фотографий не сохранилось.
В 1986 году работы над дизайном новой Нивы были возобновлены. Всё шло вяло, проект считали бесперспективным. Конструкторы понимали, что на новую модель не выделят финансирование и их работа, по большей части, считается как тренировочная.
Изготовленные три макета показали на совете, для галочки покритиковали, выбрали лучший и работы свернули.
Третий раз вернулись к этой идее ближе к 90-м годам. Планы были впечатляющие: семейство из нескольких автомобилей, поперечное расположение двигателя с полным приводом и новые агрегаты.
Но дела шли тяжело, начальство ставило очень короткие сроки. За пол года разработали макет, который напоминал будущее десятое семейство и после этого было объявлено о начале сотрудничества с японской маркой Honda, у которой на тот момент не было своих внедорожников, но зато было желание их создавать.
В конструкторское бюро приехала делегация, им провели экскурсию, показали новый макет. Они уехали и больше не появлялись, сотрудничества не получилось. Через какое то время после этого визита, во всех журналах появились пресс релизы об автомобиле Honda HR-V.
Дальше снова тишина, проект забуксовал и сдвинулся с места только к 1992 году. Осторожно начали рисоваться эскизы, пока не прибежало начальство и не приказало в срочном порядке принести на утверждение готовые рисунки, обязательно с пятью дверьми.
В новой машине планировали ставить подвеску типа МакФерсон, но подключенные к уже набравшему обороты проекту производственники сказали, что такое решение обойдётся очень дорого. Хотя, опытные образцы с такой подвеской всё же были произведены. Как говорили испытатели, проходимость была ни чуть не хуже, а даже в чём то лучше первой Нивы. Тем не менее, от МакФерсона отказались.
Также, в салоне хотели устанавливать напротив переднего пассажира ручку, а-ля Гелентваген. Но уже потом, с точки зрения человеческого удобства, от этой идеи отказались в пользу привычных "держалок" наверху кузова.
ОТКУДА СЗАДИ ВЗЯЛОСЬ ЗАПАСНОЕ КОЛЕСО?
В кабинет к дизайнеру Василию Сёмушкину зашёл его знакомый водитель испытатель, посмотрел на то как тот рисует и настоятельно попросил сделать запасное колесо сзади, как на крутых джипах, а не под капотом. Он послушал его и поместил запасное колесо в правую сторону, а на левой сделал понижение стекла, для удобства обзора в зеркале заднего вида и получения возможности видеть обгоняющие машины. Это злополучное решение повлекло за собой дополнительные проблемы для автомобиля, больше по вине других специалистов.
Без какого либо согласования и уточнения, производственники перевернули схемы зеркально и получилось так, что колесо оказалось слева, а опущенный вниз участок на стекле для обзора справа, что уже не имело за собой никакого смысла.
Более того, на первых металлических образцах, задняя дверь открывалась в правую сторону.
В 1998 году на Московском Автосалоне были продемонстрированы три новые модели - обычный ВАЗ 2123, грузовая версия и пикап.
В 1999 году началась мелкосерийная сборка. Всего за период 1999-2001 годов было собрано примерно 1000 автомобилей ВАЗ 2123, часть которых разошлась на заводы, производящие комплектующие изделия, а часть пошла в свободную продажу.
КАК НИВА СТАЛА ШНИВОЙ?
Руководство АвтоВАЗа для развития бизнеса активно искало стратегического партнёра среди зарубежных автопроизводителей и, среди прочего, проводились переговоры с General Motors.
10 марта 1999 года в выставочном комплексе «Сокольники» в Москве по методике GM прошли специализированные исследования по оценке и прогнозированию покупательского спроса на автомобили, реализуемые на российском рынке. После обработки данных опроса неожиданно оказалось, что с огромным отрывом победил перспективный ВАЗ 2123.
Исходя из результатов этого исследования, руководство GM радикально изменило стратегию переговоров с ВАЗом и в апреле 1999 года сделало предложение АО АвтоВАЗ о совместном производстве ВАЗ 2123.
Вкладом АвтоВАЗа в совместное предприятие был среди прочего и бренд Нива, вследствие чего автозавод потерял право выпускать и продавать автомобили под этим брендом. Также предполагалось сворачивание выпуска на ВАЗе и передача на СП производства ВАЗ 2121, но впоследствии этот пункт соглашения был аннулирован. В итоге ВАЗ потерял только имя «Нива» и стал выпускать этот автомобиль под именем Lada 4x4.
GM обещали выпускать как обычную Ниву, так и две её модификации: фургон и пикап. Но после начала производства, стало понятно, что своё обещание американский автогигант не выполнит и практичных каблучков народу не видать.
3 сентября 2002 года с конвейера СП сошел первый автомобиль Chevrolet NIVA с видоизменённой решёткой радиатора и по данным Ассоциации Европейского бизнеса РФ, являлся самым продаваемым внедорожником в России в 2004—2008 годах. Потом грянул финансовый кризис и естественно продажи пошли на спад.
В 2009 и 2010 годах произошло два рестайлинга, немного изменили внешность автомобиля и сделали множество доработок по технической части автомобиля. Из заметного: в салоне стало гораздо тише, автомобиль стал плавнее ехать.
ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ
Через 9 лет стали появляться слухи о том, что ВАЗ выкупит свою долю в совместном предприятии GM-АВТОВАЗ. Говорилось об изменении переда машины под фиременный X-стиль и улучшение салона. Обе стороны всячески открещивались от этого и не давали комментарии.
И вот, 10 декабря 2019 года, слухи подтвердились. Тольяттинский автозавод полностью выкупил у General Motors акции их совместного предприятия в Тольятти и вернул себе бренд "Нива", а уже 10 июля об этом объявили в пресс-релизе официальные источники АвтоВАЗа.
Но чуда не произошло, половина слухов оказалось просто чьей то фантазией. Заменили только шильдики на руле и решётке радиатора. Ни о какой переделки внешности не идёт речи, как и об установке более современного двигателя.