— Привет! Меня зовут Джон, мне 27 лет. Я владею настоящей фермой по выращиванию тараканов в штате Канзас, США.
— Как ты попал в эту необычную профессию?
— Я в прямом смысле слова вырос вместе с рептилиями. Мой первый ящер появился, когда мне было 7 лет. Через несколько лет на нашей улице появился новый сосед. Как оказалось, он выращивал этих ящеров на продажу. Я накопил денег и выкупил ящеров, когда он решил завязать с этим бизнесом.
Я сам продолжил выращивать ящеров до 16 лет, и за это время мне пришлось покупать сверчков в огромных количествах для кормления животных. Я слышал о людях, которые скармливают тараканов в качестве альтернативы и решили попробовать делать так же.
Я провел много времени исследую тараканов, выращивая их, покупая доменные имена. В течение нескольких лет я занимался этим практически круглые сутки. Я создал сайт и начал продавать их онлайн. В первые два года я потратил примерно 50 тысяч долларов на рекламу в Фейсбуке и начал развивать рынок тараканов как альтернативы сверчкам. Я также участвовал в выставках рептилий и экзотичных животных, чтобы прорекламировать свой бренд.
Путь не был легким. Мне понадобилось 4 года по 80 рабочих часов в неделю, чтобы зарабатывать те же деньги, что я получал до начала своего бизнеса. Несчетное количество раз мне приходилось слышать от друзей и семьи, что мне стоило бы вернуться в школу и получить диплом. Безумно выглядит идея, будто есть только один правильный путь к успеху.
— Как ты нашел первых клиентов?
— Большинство первых клиентов изначально пришли из Фейсбука и рекламы Гугл. Cо временен большая часть нашего роста была обеспечена рекомендациями самих клиентов, которые рассказывали о нас своим знакомым. Мое внимание на протяжении многих лет было сосредоточено на достижении лучшего обслуживания клиентов в нашей отрасли. Чувствую, что у нас довольно неплохо это получилось!
— Сколько времени занимает выращивание типичного таракана?
— Требуется примерно 5-7 месяцев, чтобы таракан достиг зрелости. Еще 60 дней уходит на период беременности.
— Как люди реагируют, когда ты говоришь им, чем зарабатываешь на жизнь?
— Они либо смеются, спрашивают меня, серьезно ли я. Некоторые очень заинтересованы узнать как можно больше. Раньше я говорил людям, что зарабатываю на жизнь иными способами, но теперь я горжусь своей деятельностью!
— Был ли у тебя знаменательный момент, когда все резко стало проще?
— Я не уверен, что достиг этого момента. Я бы сказал, что дела точно идут легче, чем было раньше — мы более последовательны и финансово устойчивы. Но это рискованный бизнес, все-таки мы имеем дело с живыми насекомыми. Каждую неделю мы встречаемся с новыми трудностями, и как только кажется что мы их преодолели, что-нибудь снова идет не так. Если быть честным, деньги решают очень многое. Мне неприятно так говорить, но в то же время ты испытываешь намного больше стресса, когда видишь проблемы, на решение которых у тебя нет денег, и приходится взамен тратить намного больше времени на их решение.
Деньги решают очень многое
В 2014 году, когда я только стартовал этот бизнес, мне пришлось начинать с заемными средствами. Мне не удавалось получить много заемных денег на хороших условиях, потому что в тот период мне было всего около 20 лет. В итоге я просто использовал кучу кредитных карточек, по каждой ушел в большой долг на несколько лет. В какой-то момент у меня было более 200 000 долларов в виде задолженности по кредитным картам и 250 000 долларов в виде кредитов PayPal и Shopify. Почти полмиллиона долларов при процентной ставке около 30% годовых - это не очень хорошая ситуация, особенно когда тебе всего 24 года. Мой кредитный рейтинг тоже пострадал в тот период. Но сейчас я уже вернул его на прежнее значение и купил свой первый дом! В конце концов, все сработало. А ведь могло пойти по совсем иному пути…
— В Китае есть фермы, которые выращивают насекомых как альтернативное мясо. Видишь ли ты для своей фермы подобное будущее?
— Мы останемся сосредоточены на кормах для домашних животных, потому что разводимый нами вид очень трудоемкий и дорогостоящий. Уверен, что Американских тараканов гораздо легче и быстрее производить в массовом масштабе, но они просто противные!
— Считаешь ли ты, что тараканы и прочие насекомые могут стать источником пищи для людей в ближайшем будущем?
— Безусловно! Я думаю, что развитые страны типа США, будут очень долго привыкать к этому, но вот многие бедные густонаселенные регионы мира должны будут ввести насекомых в свой рацион.
— Ты когда-нибудь пробовал тараканов на вкус?
— Только один раз. Просто бросил себе вызов. И еще я считаю, что если уж ты продаешь товар, то хотя бы единожды должен попробовать его сам. Тараканы не так уж плохи на вкус. Но и вкусными их точно не назовешь. Позже у меня нашлась на них аллергия, поэтому сейчас, если бы я повторил тот эксперимент, то мог бы и умереть.
Тараканы не так уж плохи на вкус
А так они съедобные. Однажды мы даже отсылали несколько видов на пробу повару, который готовит блюда из насекомых. Но так как тараканы могут вызывать аллергию, то сверчки и черви более подходят любителям экзотики.
Вообще мы выращиваем тараканов в основном на корм для рептилий, но видели нескольких кошек, которым они тоже нравились!
— С какой самой большой проблемой ты столкнулся при работе с миллионами тараканов?
— Было несколько проблем. Однажды пару лет назад у нас было нашествие Немецких тараканов. Из-за этого мы переехали в совершенно другой город и внедрили множество процедур борьбы с вредителями, чтобы никогда больше не столкнуться с этой проблемой. Наличие десятков миллионов тараканов на самом деле привлекает множество других вредителей, поэтому я бы сказал, что это, вероятно, наша самая большая проблема.
Непросто также найти способы максимизировать рост и производство. В настоящее время у нас есть 5 складов в пределах 10 минут друг от друга (всего 9300 квадратных метров), и в каждом здании мы устанавливаем несколько герметичных комнат по 90 квадратных метров. В этих комнатах у нас есть стеллажи с емкостями, в которых хранятся колонии.
— Пожалуйста, скажи адреса своих складов, чтобы я никогда не поселился рядом!
— На самом деле, мы располагаемся вдали от домов. И у тараканов практически нет шансов выбраться из своих комнат, и уж тем более из складского здания. А снаружи здания мы используем пестициды, что гарантирует, что насекомые не смогут уползти далеко. На самом деле, наши тараканы довольно чувствительны к окружающим условиям и вряд ли смогут выжить, прожив всю жизнь на складе. Поэтому соседи в полной безопасности!
— Делает ли ваша компания что-нибудь для общества, на территории которого вы выращиваете тараканов? Есть ли какой-нибудь закон, чтобы контролировать ваших тараканов?
— Нет никаких законов против этого, мы просто делаем это из вежливости и потому, что мы бы не хотели, чтобы люди «шпионили». Вы были бы удивлены, сколько людей приходят и спрашивают, чем мы занимаемся. Я не против рассказывать людям о нашей деятельности, но всего один невежественный человек способен навести панику в обществе. Люди просто не понимают, что наши тараканы не обычные «вредители», какими их привыкли воспринимать. На самом деле, существует более 4500 видов тараканов, и только 30 считаются вредителями. В целом проблема в том, что люди в жизни видят в основном как раз тараканов-вредителей и спешат навесить ярлык на всех существующих тараканов в целом.
— Могу ли я отправить своих домашних тараканов к тебе на ферму? Я уверен, что у вас там хорошие условия!
— Конечно! (смеется) На самом деле, я шучу. Мы придерживаемся очень строгих правил относительно того, что можно или нельзя приносить на наши склады. Мы стремимся поддерживать идеальные условия для роста и размножения наших насекомых. Одно неправильное насекомое на складе может привести к гибели всех обитателей.
— Были ли какие-нибудь жуткие истории, связанные с тараканами?
— Самый ужас случился, когда я только начинал. Я держал тараканов в пустой комнате, а мы с женой спали в другом конце коридора. Контейнер с насекомыми опрокинулся ночью, и мы обнаружили в 6 утра, что по нам ползают тараканы длиной по пять сантиметров! В нашей спальне и коридоре их был буквально тысячи. Я их вычистил, и уже через месяц у нашей компании появилось первое отдельное здания для содержания насекомых. В целом было не очень страшно, все-таки со временем к насекомым привыкаешь.
— Есть ли штаты, в которых нельзя продавать тараканов?
— Да, нам нельзя отправлять во Флориду и Гавайи, а также во всю Канаду. Несколько лет назад мы по ошибке все-таки отправили тараканов туда и получили очень серьезное предупреждение из департамента сельского хозяйства. Конечно, мы больше не повторяли эту ошибку! Я не эксперт в законах, но думаю, что все штаты с подобными запретами волнуются насчет неконтролируемого размножения тараканов на своей территории.
— Что бесит в твоей работе?
— Думаю, что запах и пыль бесят больше всего. Я постоянно ищу способы удерживать качество воздуха под контролем. У нас установлена дорогая система вентиляции. На случай если она выходит из строя, мы выдаем работникам респираторы.
— Насколько тараканы умные?
— Тараканы очень умны. Существуют исследования, что у них есть личность и черты характера. Один интересный факт: они способны выбирать конкретные ингредиенты из своей пищи в зависимости от того, в чем они нуждаются. В пище, которую мы им даем, есть кукурузная мука, и по какой-то причине они всегда оставляют ее на дне тарелки. Когда мы забираем посуду, у нас всегда есть несколько столовых ложек кукурузной муки от каждой колонии.
— Посоветуешь ли ты какому-нибудь владельцу ящерицы завести собственную небольшую колонию для кормления животного?
— Я бы не советовал, и не потому что мы боимся конкурентов. Дело во влиянии на здоровье — у меня самого была астма и прочие проблемы с дыханием от длительного нахождения рядом с колониями. Если же это не пугает, то всего за несколько месяцев можно вырастить колонию, которая полностью бы прокармливала одного ящера. Но я предупредил!
— Какова ваша годовая выручка?
— За 2019 год мы заработали более 4 млн долларов. В эту сумму вошли доходы от нашего магазина для домашних животных, продажа самих насекомых и товары для рептилий.
На этом бизнесе можно зарабатывать, но он не очень маржинальный. Наша прибыль составляет всего около 10% от выручки. Бизнес очень зависит от объемов. В сухом остатке нам почти ничего не оставалось, пока мы не перешли отметку в 2 миллионов долларов выручки в год.
— Принимает ли компания очень крупные заказы? Например, больше сотни тысяч?
— Сейчас большинство заказов ограничены 1000 штук. Насколько я помню, самое большое, что мы когда-либо отправляли одному человеку, была партия в 50 тысяч тараканов. Они довольно дорогие, поэтому та партия могла стоить до 10 тысяч долларов.
— Приносишь ли ты когда-нибудь тараканов на одежде домой?
— Теперь нечасто. Раньше я много работал непосредственно на складах, но теперь я больше рассказываю людям как делать работу. Пару лет назад тараканы ползали по всему телу, но теперь у меня на них аллергия и должен держаться от них подальше.
— Есть ли у тебя планы по развитию бизнеса?
— Конечно. Я планирую открыть зоопарк с рептилиями, чтобы люди могли приходить смотреть на наших аллигаторов, змей и ящериц. Надеюсь, получится выйти на окупаемость. Но даже если не выгорит, я все равно буду поддерживать зоопарк на плаву, потому что считаю, что такое наглядное образование очень важно для детей. Нам нужно больше подобных мест, чтобы дети не проводили весь день за экранами.
— После всего этого хочется спросить: как твоя личная жизнь?
Я женат, и у нас двое детей. Так что не все так уж плохо!
— Какой совет ты бы дал начинающим предпринимателям?
Два совета:
- Берите на себя риск, но только если он просчитанный. Не позволяйте неудачам похоронить ваши финансы на несколько лет вперед.
- Беритесь за то, чем действительно увлечены и во что верите на 100%. Это поможет вам работать 24 часа в сутки, если это потребуется для достижения цели.
Понравилась статья? Подпишись!
Мы выпускаем интервью с интересными людьми каждую неделю.