Тем, кто меломан со стажем, уже сам подзаголовок расскажет о многом, извлекая из памяти целый пласт очень приятных воспоминаний. Ну, а те, кто впервые прочитает это волшебное слово СХОД, узнают много нового для себя, поскольку остатки этого явления, если где и остались, то только для таких как я, древних и седых, тех, кто с замиранием сердечным, каждое воскресенье, и тогда и сейчас, отложив все дела, считал непременным условием своего существования обязательно должен был быть в строго означенном месте в не менее строго согласованное со всеми участниками этого действа время.
Итак. Что же это такое СХОД. Многие сразу прочувствуют этимологию этого слова с более часто употребляемым Сходка. Схождение людей в одно время и в одном месте. Это и есть СХОД. Просто в те времена было модным и непременным в употреблении словечком. Несколько укороченным. А поскольку участие в подобном мероприятии было не очень поощряемо идеологически зашоренными властями, усматривающее в каждом неформальном явлении Советского бытия Советского же труженика или молодёжи, будущих непременных строителей коммунизма, глубоко законспирированную вылазку проклятых буржуинов, стремящихся всячески влиять на неокрепшее сознание будущих борцов за счастье всего трудящегося прогрессивного человечества, потому явление сие, было означаемо очень страшным по тем временам действом, с непременным термином - провокация. Антикоммунистическая. Антисоветская. Ату их всех. Кейджиби - ФАС,ФАС,ФАС. Разогнать. Искоренить. Уничтожить. Ибо туда шли не лясы точись, не подышать свежим воздухом, а непременно охмуряться и охмурять. Лучше бы портвейном заливались. А у них, у каждого в руках не заветная ёмкость с бормотухой а идеологическое оружие запада - ВИНИЛ. С ихними, забугорными инструментами совращения с пути строителя Коммунизма и подталкиваюащих к предательству Родины. Вот так, и только так, трактовалось всё это в тех кабинетах. Начиная со Старой площади и заканчивая секретаришкой районого комитета Комсомола, на подведомственной территории которого, несознательная молодёжь являла свою "антигосударственную" настроенность.
В те времена, а это семидесятые, наша Мелодия, если, что и могла предложить то это миньоны с ужасной по качеству записью, не самых популярных уже на то время групп, и со значительным опозданием во времени. Лет на пять-шесть, когда о тех, кого печатали официально, уже успевали основательно подзабыть. Не, спорю, для многих и это было уже прорывом. Увлечение Рок-музыкой в те годы повсеместно ширилось и набирало обороты, только не все жили в портовых или столичных городах. Не со всех городов на наших судах работали молодые и увлечённые. Поэтому забугорного винила с Рок-группами было очень мало. И стоили они чуть ли не месячную зарплату инженера или врача. Поэтому, даже при наличии средств, неважно каким путём добытых, купить свежий альбом было очень не просто. А слушать новое, современное и постоянно хотелось страшно. Ведь быть в курсе всего нового было непременным условием не прослыть чушком. С таким не всякая девчуля на танцах пойдёт танцевать или согласится принять ухаживания. Тогда вместо поездки на мерседесе или лексусе можно было невзначай употребить в разговоре, что есть, что послушать новенького, как билет в "высший свет" был обеспечен. А уж пройтись с диском в открытую, эдак небрежно им помахивая... Мажоры отдыхают. Это было намного круче, чем папа - олигарх. Ладно. Хватит отступлений. Перехожу к главному. К СХОДу.
В большинстве городов и весей тогдашней страны, каждое воскресенье, реже по субботам, так как часто бывали и "рабочие субботы" вместо выходного, счастливые обладатели винила в каком нибудь парке или возле культурного центра тех времён, как ДК им.Горбунова в Москве например, к обеду, начинали стекаться со всех уголков и отдалённых районов юные "провокаторы и агенты вражеских разведок". Нередко и из других городов. Такое часто происходило. Когда выбор дома ограничен, достаточно было проехать на другой сход, там точно, что нибудь да найдётся.
Непременным условием было наличие портфеля с дисками или, если их было мало, просто завёрнутыми в обычную газету, и непременно особым образом. Тогда кейсы только-только стали появляться, мы даже не знали, что это такое. Это уже в восьмидесятые, кейс был лучшим вместилищем для богатства. Да, чуть не забыл. В одиночку никто не ездил. В одиночку появляться было рискованно. Можно было запросто лишиться всего честно накопленного. Таких случаев было сколько угодно. Но это не самое страшное. Страшнее всего были облавы. Это когда комсомольцы-активисты, боевой резерв партии родной, в сопровождении изрядного числа патрульной милиции, в полном соответствии с оккупационными правилами отлова "организаторов беспорядков", одновременно, со многих сторон оцепляли значительное число народа и начинали изъятие "контрабанды". Как организовать облаву было показано во множестве фильмов. Так, что придумывать никому ничего не надо было. Главное загонщиков поболее.
Поэтому из-за угрозы лишиться всего, вплоть до отчисления из Комсомола а затем и из института, всё время присутствия на собрании меломанов ушки у всех были, что называется, на макушке. При этом у каждого в голове был свой маршрут самого быстрого исчезновения с места действа при малейшем сигнале тревоги. Лично у меня и у моих друзей был свой. Мы сразу заскакивали на крыши сараюшек, что были за кустами. Первый заскочивший принимал груз и не дожидаясь остальных начинал отход по крышам из опасной зоны. Было и весело и противно. Мы все были пионерами и комсомольцами. Родину любили беззаветно и преданно. По первому сигналу партии родной, были готовы и в огонь и в воду. Но и рок-музыку мы тоже любили, а нас гоняют как собак шелудивых. А потому и были поближе к этим сараям. Это было наше место и никому его не уступали. Всегда кто-то да оставался на месте. Бережённого Бог бережёт. Мало ли, что. На да ладно. Это всё внешний антураж. А теперь о внутреннем, о содержимом. Для чего же сюда ехали и рисковали нарваться на неприятности.
Повторюсь. Дисков было мало, купить их можно было, но проще было поменяться. Ради этого и ехали. Главным критерием годности к обмену было состояние пластинки и конверта. Не у всех тогда были качественные проигрыватели. После многократного прослушивания на тогдашних электрофонах или радиолах появлялся "песок" и "щелчки", а это сразу значительно снижало ценность. То есть стоимость. Поэтому многие в те годы, заполучив в свои руки ценную пластинку тут-же записывали её на магнитофон, и слушали только с ленты, и с очень сохранным экземпляром шли на сход, чтобы обменять. Ну или продать, если будут желающие. Вот для чего сход и организовывался.
На личном примере расскажу о процессе. Самым главным было прибыть на час-полтора раньше. Чтобы встречать прибывающих, и успеть отсмотреть, чем они располагают. Это лучше, чем перемещаться по плотной толпе, перелистывать в толчее пачки пластинок в поисках интересного экземпляра. Лучше это делать на подходах и процесс согласования условий обмена начинать загодя до начала главных событий. Поскольку своих дисков редко было больше десятка, рисковать всем никто не хотел, поэтому то, что подлежало обмену - менялось сразу же, опять таки, при наличии подходящих вариантов. А это: состояние - раз, год выхода - два, рейтинг группы - три. Ну и личная заинтересованность. Во имя этого можно было пожертвовать какой либо из позиций и получить давно желаемое и интересующее. И когда менять было уже нечего, то, чем владели уже ушло и в руках новое и не прослушано-незаписано, предпринимались основные меры безопасности. Диски прятались, и начиналась обычная тусовка. Общение со знакомыми, обмен новостями, обсуждение их ко всеобщему неописуемому удовольствию. Через полтора-два часа, если облавы не было, все начинали постепенно расходиться-разъезжаться. На неделю. До следующего схода. И вот так годами. Пока цифра не убила винил. Пока интернет не добил всё остальное. Но мы, настоящие мастодонты и диплодоки, продолжаем ездить с сохранённым винилом и компакт-дисками на ставшие уже знаковыми места былого схода, общаемся, вспоминаем, грустим, вздрагиваем от полтишка, прихваченного с собой и понимаем, как скоротечно время, убеждаясь лишний раз - былого не вернуть. Даже нашими усилиями, опирающихся на нашу несгибаемую память и тоску по былому величию. По сходу. Это было чудесное время. А теперь подумайте, те, кто родился позже нас и не жили в то время: будет ли у Вас, что либо подобное тому, чем жили мы, будет ли у Вас вспомнить что похожее, что вызывает в Душе столько приятного и волнующего. То-то и оно, что нет. Нет у Вас ничего подобного. И не будет уже никогда. А скоро и носителей памяти не останется. Время унесёт и нас.