Найти в Дзене
Тик Феску

Сценарий - вырождение

Обычный избирком, торжественная обстановка....
Обычный избирком, торжественная обстановка....

Всероссийское голосование по принятию поправок в Конституцию Российской Федерации завершилось. По данным ЦИКа, предложенные президентом изменения в основной закон страны поддержали 77,92% россиян. При этом юристы, политологи и наблюдатели в один голос называют всё происшедшее противозаконным и нелегитимным. Аналитики, исследователи, социологи и прочие независимые эксперты приводят совершенно другие цифры, диаметрально противоположные официальному результату голосования. Учёные считают, что по масштабам фальсификаций это голосование было самым нечестным за последние 20 лет.

Однако все, даже самые злостные и неприкрытые нарушения, допущенные в ходе процедуры голосования, как то вбросы бюллетеней, принуждение к участию в голосовании бюджетников и пенсионеров, размещение избирательных участков в полностью непригодных для того местах и многое другое, не просто сошли его организаторам с рук, а даже не были замечены. Председатель ЦИК Элла Памфилова не скупилась на хвалебные эпитеты. Окрестив это голосование самым честным, прозрачным и демократичным за последние двадцать лет, она объявила его итоги неоспаримыми. Четвёртого июля президент Путин подписал указ о вступлении поправок в силу, хотя многие из них, к слову сказать, уже давно работали.

Итак, судьбоносный рубеж пройден. И кажется, что последствия этого события ясны, как облупленные. Обнуление президентских сроков Путина, приоритет российского права над международным, неприкосновенность бывших президентов и так далее. Однако в действительности всё совсем не так однозначно. Наиболее трагические последствия от принятых поправок косвенны и сразу не бросаются в глаза.

Наверняка многим уже попадался на глаза перечень государств, вносивших в Конституцию схожие изменения. Локализация этих стран очевидна: Африка, Южная Америка и Средняя Азия. Отсюда видно, что Россия окончательно и бесповоротно свернула с пути европейской демократии, ровным шагом пойдя по стопам восточных диктатур и азиатских деспотий. Россия встала на путь, самой лучшей интерпретацией которого является Белоруссия. Но всё же и этот преференс не особо привлекателен и перспективен. Тем более, что в нашей стране в силу её существенных геополитических и экономических отличий от маленькой восточноевропейской республики реализация белорусского плана невозможна.

А вот Среднеазиатский сценарий медленного вырождения куда более вероятен. Такие страны, как Таджикистан, Киргизия, Узбекистан, которые также в недавнем прошлом обзавелись обнулёнными президентами, всё это время разлагались изнутри. Лишившись основной части трудоспособного и образованного населения и сровняв с землёй былые экономические показатели, они оставили в рамках своих границ лишь самых аморфных и забитых личностей.

А теперь именно такой вариант развития событий ждёт и наше государство. И отнюдь не минувшее изменение Конституции позволило вести такие рассуждения. Описанный сценарий разворачивается в России уже давно и каждый из нас так или иначе почувствовал это на себе. Однако самое ощутимое влияние этот процесс оказал на традиционно более уязвимые части нашей страны — регионы. Во всяком случае, такой вывод напрашивается сам собой после пребывания в провинции.

Россия — это единственная страна, путешествие по которой может оставить такой пёстрый спектр парадоксальных и противоречивых впечатлений, какой не получить от поездки в самое дальнее и экзотическое зарубежье. И причина, к сожалению, не только в красоте и богатстве нашей Родины, а, скорее, в обратном — в ужасающих условиях, в которых приходится жить людям.

Живущим в «витринных городах» - Москве и Санкт-Петербурге — трудно осознать это, но 90% нашей страны уже претерпело метаморфозы по среднеазиатскому стандарту. Жители столиц, обитающие на подметённых улицах с подстриженными газонами, просто не могут представить себе, что город может выглядеть по-другому. Каждый раз они, отправляясь в глубинку, думают, что готовы к тому, что увидят там. И каждый раз жестоко обманываются.

Я, как недавно совершивший поездку по маршруту Москва — Калязин — Кашин — Углич — Мышкин - Москва, убедился в этом на собственном опыте. Всё то, что мы по наслышке знаем о своей провинции, вся повествующая об этом статистика, по типу: столько-то процентов населения России не имеют доступа к канализации, у стольких-то процентов российских сёл отсутствует водоснабжение, столько-то процентов россиян не имеют денег на новую одежду, а столько-то экономят на еде — всё это, безусловно, возмущает, но кажется таким далёким и не реальным. Но вот ты сам видишь эти «дома», представляющие из себя обугленные развалины, эти «дороги», являющиеся скопищем глинистых, поросших пучками сорной травы буераков, эти памятники архитектуры, впечатляющие, но гибнущие под неумолимым натиском времени, эту природу, прекрасную, но замусоренную. Видишь, и душа разрывается на части.

Говорить о внешнем убранстве провинциальных городков и селений можно бесконечно, но куда важнее люди.

Люди... Главное, что должен сделать современный москвич хотя бы раз в жизни, - это выехать за сотый километр и заглянуть в лица живущих там людей. В эти бледные, обрюзгшие, как будто от рождения старые лица. Попытаться поймать рассеянный, пустой взгляд, из которого хмурая обыденность выдавила все признаки воли и духа, и посмотреть в мутные, безжизненные глаза, в которых, кажется, остановился ход времени. Проследить за их нерешительными, вялыми и неуклюжими движениями, скрытыми под блёклыми, выцветшими, мешковатыми чехлами, заменяющими им одежду, в которые они запакованы с ног до головы.

А самое удручающее — это их реакция на такую жизнь. На вопрос «Как вы живёте в таких условиях?» почти всегда можно услышать ответ: «В каких? У нас всё нормально». Вряд ли знаменитый писатель Джордж Оруэлл предполагал, что его герои найдут столь реалистичное воплощение. «Они рождаются, растут в грязи, в 20 лет женятся, в 30 уже не молоды, к 60 обычно умирают … Управлять ими не сложно. Считается нежелательным, чтобы пролы испытывали большой интерес к политике. От них требуется лишь примитивный патриотизм, чтобы взывать к нему, когда нужно увеличить рабочий день или уменьшить паёк...» - писал автор грандиозной антиутопии «1984» как будто про нас.

Гениальный писатель сообщает нам и причину такого положения дел: «Массы никогда не восстают сами по себе и никогда не восстают только потому, что они угнетены. Больше того, они даже не сознают, что угнетены, пока им не дали возможности сравнивать». Ключевое слово - «сравнивать». Таким людям не с чем сравнить, они не знают другой жизни и считают нормой ту, в которой живут сейчас.

Условия окружающей среды, в которой они рождаются и умирают, требуют от них одного — выживания. Отсутствие работы, низкокачественная дорогая еда, холодное и сырое жилище, грозящее в любую минуту обрушиться и похоронить тебя под развалинами, недоступность медицины — факторы можно перечислять долго, но все они сводятся к одной задаче — выжить. Они просто беззащитны перед произволом природы, времени и других людей; они не могут сказать, что будет с ними завтра и будут ли они вообще. И в такой обстановке присущие человеку духовно-нравственные качества и интеллектуальные способности отпадают за ненадобностью. Жизнь находится под угрозой уже сейчас, поэтому размышления о том, что было вчера, что будет завтра и как должно быть, бессмысленны и опасны, так как отвлекают от главного занятия — выживания.

Такие люди теряют возможность мыслить на перспективу, их кругозор ограничивается сиюминутными нуждами, ибо всё остальное вовсе не относится к выживанию, а значит, не сопоставимо с жизнью. В итоге даже самые стойкие люди не выдерживают такого натиска на психику и здоровье и теряют способность сравнивать, сопоставлять, строить логические цепочки и аналогии. Не только потому, что на это не остаётся времени и сил, а ещё и потому, что если начать это делать, то жизнь окажется ещё страшнее.

И вот люди закономерно перестают мыслить трезво, реагировать на происходящие вокруг события адекватно, делать верные выводы. Под конец они полностью лишаются возможности ориентироваться во времени и пространстве. Подталкиваемые первобытными потребностями и окружённые первобытными опасностями, люди неизбежно откатываются на соответствующий уровень развития. И так, шаг за шагом, ими всё сильнее овладевают инстинкты, тесня разум, они всё дальше выпадают из хода истории и, будучи уже не в состоянии решать проблемы современности, становятся беспомощны. Государство, все созданные ими общественные институты рушатся, теряя опору.

Этот путь назад, бездонной пропастью разверзшийся перед нашей страной, и есть вырождение, вырождение нации, вырождение культуры, вырождение государственности. Вырождение, которому нет равных в современном мире. Вырождение, которому могут «позавидовать» все страны Средней Азии вместе взятые. Вырождение, которое уже успешно привело к ослаблению нашего экономического потенциала, оскуднению интеллектуальных ресурсов и тому подобному.

И в России это вырождение носит рукотворный характер. Такое состояние общества создано и поддерживается намеренно. Ведь люди, постоянно преследуемые чувством страха, голода и холода, никогда не будут требовательны к власти. Их не волнует экономическая программа, технический прогресс, качество работы государственных институтов и тому подобное. Рассуждения об этом для них равносильны смерти, так как являются тратой драгоценных сил и времени, которые необходимо использовать для поисков пропитания. Благодаря чему их можно заставить верить во всё, что угодно, лишь бы тот заплесневелый кусок хлеба по-прежнему лежал на грязном прилавке. У них можно отнять всё, но они всё равно будут думать, что живут благополучно.

И менять что-либо никто из властьимущих не намерен. Напротив, поддерживать, усугублять такие настроения, чтобы исключить саму возможность критики в свой адрес и народного недовольства, тем самым гарантировав безнаказанность и непринуждённость в своей работе. «Если не хочешь, чтобы человек расстраивался из-за политики, не давай ему возможности видеть обе стороны вопроса. Пусть видит только одну, ещё лучше — ни одной. … Если правительство плохо, ни черта не понимает, душит народ налогами, - это всё-таки лучше, чем если народ волнуется» - говорит нам устами одно из своих персонажей другой выдающийся писатель-фантаст Рэй Брэдбери. «Иерархическая власть всегда строится на нищете и невежестве». - вторит ему проницательный Оруэлл.

Цинизм и алчность властей в купе с разобщённостью и безволием населения и формирует замкнутый круг, влекущий государство и народ к гибели. И 1го июля 2020 года центробежная сила этого порочного цикла сделала очередной виток, значительно приблизивший нас к краху. Если прежде мы шли к нему по дуге, то теперь нашли прямой, самый короткий путь. Принятие поправок в Конституцию означает посмертное для России закрепление той риторики властей и того положения народа, которые ведут нас к неотвратимой гибели от медленного, мучительного истощения. Процесс этот идёт уже давно, и, само собой, фактически поправки ничего не изменили. Они стали констатацией факта, формальной огранкой того, что и так происходило и происходит.

У нашей страны теперь два пути. Первый, описанный выше, - путь к полному вырождению, к медленному затуханию, ко дну пропасти, очередной шаг в которую бы совершён 1го июля. Второй — масштабный социальный взрыв, болезненный, затратный и трудоёмкий, но единственно способный изменить ситуацию в нашей стране, вывести её из замкнутого круга и задать новый ритм жизни. Третьего не дано. И изменением основного закона власти отчётливо дали это понять. Теперь важно осознать, что чем позже наступит второй вариант, тем более глубокий шрам на теле России оставит первый.