Найти тему
машина

Техника КАМАЗ, МАЗ и КЗКТ в музее РВАИ

Текст: Николай Марков, фото автора, Максима Шелепенкова, Дмитрия Кирюшина и Сергея Андреева

Мы продолжаем полный обзор экспозиции Музея военной автомобильной техники при РВАИ в его лучшие годы (в 2010-м музей был расформирован). Эта часть, шестая, посвящена автомобилям заводов КАМАЗ, МАЗ и КЗКТ. С предыдущей (пятой) частью обзора о гусеничной военной технике в экспозиции музея можно ознакомиться ЗДЕСЬ.

КАМАЗ-4350

Самый «маленький» КАМАЗ в экспозиции – опытный образец военного грузовика модели 4350 из семейства «Мустанг». Музейная машина явно относится к ранним образцам, проходившим испытания еще в 1990-е годы. По сравнению с серийным КАМАЗом-4326, выпуск которого был начат как раз в то самое время, «пятидесятка» получила 240-сильный двигатель с турбонаддувом. Он значительно улучшил тягово-динамические качества машины и поднял «максмималку» до 100 км/ч. Также для 4350 применили подновленную кабину с улучшенной эргономикой и увеличенной высотой крыши, радиальные шины Кама-1260 вместо диагональных, новую грузовую платформу. Незаметные, но важные изменения – снижение трудоемкости техобслуживания (межсервисный интервал вырос с 4 до 15 тыс. км), рост ресурса до капремонта, увеличение глубины преодолеваемого брода с 1,5 до 1,75 м. Баки новой конфигурации позволили увеличить запас топлива с 250 до 295 литров. Грузоподъемность машины при этом осталась прежней – 4 тонны. По-настоящему серийными «Мустанги» и разработанные позднее на их базе гражданские модификации стали в прошлом десятилетии.

КАМАЗ-4310

-3

Первый серийный полноприводный грузовик Камского автозавода. А ведь уже раритет! Имел грузоподъемность всего 6 тонн (больше не позволяли тогдашние советские шины), оснащался дизелем без наддува мощностью 210 сил. По сегодняшним меркам – сущая «чахотка», хотя в свое-то время на фоне других советских грузовиков был одним из самых «шустрых».

КАМАЗ-5350

-4

Тоже опытный образец «Мустанга» 1990-х годов. Отличия от серийной модели КАМАЗ-43101 того же времени – такие же, как были упомянуты выше в заметке про КАМАЗ-4350, плюс еще несколько изменений. Например, трехосный «Мустанг» получил 9-ступенчатую коробку передач, а двигатель для него использовали еще более мощный, 260-сильный.

КАМАЗ-6320

Эту машину выдавали в музее за «Мустанга» модели КАМАЗ-6350 постройки 1991 года, но это неправильно. На самом деле это еще не «Мустанг», а его предшественник, более ранний КАМАЗ-6320, изготовление которого датируется 1985 годом. Точнее, еще даже КамАЗ-6320 – ведь в 1980-е годы правильным считалось именно такое написание марки, со строчными буковками «ам». Эта полноприводная 10-тонная «четырехоска» оснащалась 260-сильным турбодизелем КамАЗ-7403. И, к слову, «двадцатка» тоже не была первым камским грузовиком 8х8: еще ранее по той же компоновочной схеме были построены опытные грузовики КамАЗ-6310 и КамАЗ-6315.

МТО-АГ-3М

-6

Совершенно серийная мастерская технического обслуживания армейских автомобилей на совершенно обычном серийном шасси КАМАЗ-43101 с кузовом-фургоном К4310.

УралЗИС-371 на шасси МАЗ-200

Какой еще УралЗИС, если на фото – азотодобывающая станция на шасси МАЗ-200, спросите вы? А табличка в музее вообще утверждает, что перед нами «автобус на шасси МАЗ-200». Да, это действительно фургон из-под азотодобывающей станций, и назывался он (именно кузов) УралЗИС-371. Делать его начинали именно на Уральском автозаводе, причем существовало три разных модификации (371Г, 371С, 371Т). Когда в Миассе началась история с освоением вездеходов Урал-375, производство кузовов-фургонов передали на другие заводы. В частности, модель 371 попытался освоить нижнетагильский Уралвагонзавод, где выпускали «начинку» для азотодобывающих станций. Но массовый выпуск «не потянул»: не хватало свободных мощностей. Тогда заказ на сборку кузовов УралЗИС-371 разместили на соседнем Механическом заводе «Уралец», который и стал затем их основным изготовителем.

МАЗ-5335

-8

Самый обыкновенный «лобастый» МАЗ последней генерации: такие стояли на производстве с конца 1977 года (а окончательно вытеснили с конвейера своих предшественников модели 500А в начале 1979-го). Напомню, что такие грузовики оснащались 6-цилиндровыми дизелями ЯМЗ-236 без наддува (11,1 литров, 180 л.с.) и выпускались, в общем-то, в очень скромных количествах: от 1 до 3,5 тысяч штук в год. Намного более распространенным было шасси под спецнадстройки МАЗ-5334: его порой делали и по 11 тысяч штук в год. Что касается музейной машины, то у нее совершенно неправильная бортовая платформа: не своя, а снятая с… Ну, вы же наверняка догадались, с чего? ))

ПКТ-2

Колесный путепрокладчик, предназначенный для расчистки завалов, прокладки колонных путей и прочих земляных работ. Легко справлялся и с расчисткой существующих дорог от снега. Базировалась эта бандура на шасси КЗКТ-538ДП Курганского завода колесных тягачей: модернизированном и немного увеличенном в длину варианте минского шасси МАЗ-538. Машина комплектовалась танковым дизелем Д-12А в дефорсированной до 375 сил версии и, разумеется, имела полный привод.

МАЗ-537

Седельный тягач МАЗ-537 – еще одна (вместе с МАЗ-535 и МАЗ-538) машина минской разработки, к производству которой привлекли Курганский завод колесных тягачей (с 1963-го). Именно «пятьсот тридцать седьмые» оставались основной специализацией КЗКТ вплоть до 1989 года. Они могли таскать по бездорожью полуприцепы полной массой 65 тонн. Силовой агрегат – барнаульский дизель Д-12А в 525-сильном исполнении и гидромеханическая 3-ступенчатая коробка передач, а трансмиссия – с полным набором блокировок.

МАЗ-74106

У этой весьма редкой машины – самая немногословная сопроводительная табличка едва ли не во всей экспозиции! Видимо, сотрудники музея в «доинтернетную» эпоху не смогли разыскать никаких данных этого тягача. Указанная модель (7410) не совсем точна – должно быть, по-видимому, 74106, а приведенный год выпуска (1996-й), судя по всему, относится к конкретному экземпляру. Кстати, Минский завод колесных тягачей строит такие машины до сих пор! Правда, теперь уже под своей маркой: МЗКТ-74106. Буквально в прошлом году довелось застать аналогичный тягач (только без лебедки) во дворе завода МЗКТ на обкатке.

КЗКТ-74281

-12

Последняя машина в этом разделе – «седельник» КЗКТ-74281, который начали делать на Курганском заводе колесных тягачей взамен машин старого семейства МАЗ-537. Полная масса полуприцепа у него выросла до 70 тонн. Компоновочная схема осталась принципиально схожей с МАЗами, но кабина стала вдвое просторнее, позволяя брать на борт весь экипаж перевозимого танка, а мощность двигателя выросла до 650 л.с.

Продолжение читайте ЗДЕСЬ!