Найти тему

Портрет Пане Коханку. Жизнь шляхты в Речи Посполитой. Часть1.

Портрет Кароля Станислава Радзивилла по прозвищу Пане Коханку.
Портрет Кароля Станислава Радзивилла по прозвищу Пане Коханку.

Замечательный портрет, автора которого мне найти не удалось. Барин. Человек, которому никак не надо самоутверждаться, никому нет надобности кланяться - у него с рождения и уже за много поколений до, было все, чего простое воображение нынешнего обывателя и нафантазировать не способно.

Кароль Станислав Радзивилл (1734 - 1790 гг.) был отпрыском баснословно богатого и властительного рода Великого княжества Литовского. Длиннейший список выдающихся политических, религиозных и военных деятелей, принадлежавших к славному роду Радзивиллов, украшен и его именем. В сложное время, когда рушились традиционные устои, и само государство Речь Посполитая, он остался верен старинному укладу, навсегда уже уходящему, и стал его самым ярким, хотя и прощальным примером.

Герб Радзивиллов. Трубы. (см. сами трубы - три охотничьих рожка) Герб принадлежал не только Радзивиллам. В соответствии с особенностями польской геральдики, он включал 186 родов шляхты. Радзивилла получили этот герб в 15 веке. Их родовым девизом был: "Нам советует Бог."
Герб Радзивиллов. Трубы. (см. сами трубы - три охотничьих рожка) Герб принадлежал не только Радзивиллам. В соответствии с особенностями польской геральдики, он включал 186 родов шляхты. Радзивилла получили этот герб в 15 веке. Их родовым девизом был: "Нам советует Бог."

Пример этот во многом касался быта, того безбашенного, не знающего границ и запретов образа жизни магнатов прошлого - хотя ни военному делу, ни политике он совершенно не был чужд. Но - увы. Канули в лету славные годы Речи Посполитой. Не было уже в 18 веке того славного и странного государства, на протяжении нескольких предыдущих веков поражающего воображение соседей баснословным богатством, глубокой религиозностью, и необыкновенной даже для тех бурных лет воинственностью. А так же - не имеющим ни до, ни после в истории аналогов удивительного устройства своей внутренней жизни, породившего особый тип людей, в существование которых трудно сегодня поверить, глядя на их линялых потомков...

Государство это, в котором доминировала гордая шляхта, постепенно и мучительно уничтожалось более сильными и успешными соседями, пока в 1795 году и вовсе не прекратило своего существования. Годы жизни Карола Станислава пришлись на этот период. И проявить себя победоносно на военном или политическом поприщах, подобно поколениям своих предков, по объективным причинам он не смог. Хотя не значит, что и здесь не делал он попыток отличиться. И должности высокие занимал, и в мероприятиях рискованных участвовал. И старые порядки всеми силами защищал. Однако глобально все это было слабосильными попытками остановить грядущие перемены и грядущий конец. Перевес сил давно уже был на стороне противников. Поэтому касаться политической деятельности нашего Радзивилла мы здесь не будем.

Портрет Карла (Кароля) Станислава Радзивилла.
Портрет Карла (Кароля) Станислава Радзивилла.

Зато буйством своих развлечений и образом жизни Кароль Станислав Радзивилл снискал восторженное поклонение современников и недоверчивое восхищение потомков.

Все в нем было с размахом, щедро, картинно, породисто и в соответствии с представлениями о том, каким должен быть настоящий шляхтич.

Кстати, затронем и мы немного эту интересную тему - каким должен был быть истинный представитель шляхты в Речи Посполитой?

Шляхтич, как птица высокого полета отличался от быдла прежде всего своими поведенческими установками.

Идеальный шляхтич, это человек твердых моральных принципов. И это - главное.
С одной стороны - он безупречный рыцарь, лишенный замысловатой утонченности, но гостеприимный, простой, открытый, щедрый, прямой и правдолюбивый.
А с другой - умный и рачительный хозяин.

Шляхтич непременно обладал спесью и гонором, т.е. честью и чувством собственного достоинства.
Он отличался от простого смертного нечеловеческой храбростью.
Он должен был быть хорошо образованным, с широким интересом к миру.
В прямые обязанности его входило защищать веру, традиции и ценности шляхетства как в ораторских выступлениях, так и на поле боя.

Прилежный труд и терпение к числу шляхетских достоинств не относились -  не барское дело трудиться и терпеть.
Если шляхтич не был занят
основным и главным делом - войной , он находился на охоте. Если он не находился на охоте - он был на балу. Представительским мероприятиям придавалось большое значение и денег на них не жалели, благо у большинства шляхтичей их было достаточно...

Разгульное пьянство считалось удалью, и не только не осуждалось, но даже как бы входило в перечень обязательных элементов шляхетской культуры.
Поощрялась бесшабашность, что на охоте, что на войне.

Карл Радзивилл Пане Коханку.
Карл Радзивилл Пане Коханку.


Труд считался позором. особенно физический. В стесненных обстоятельствах, шляхтич предпочел бы голодную смерть физической работе или мелкой торговле.
Это имело обоснование в том убеждении, что по чести, правде, и вере ни купец, ни крестьянин, ни ремесленник жить не могут. Это дано только шляхте. Соответственно, все прочие сословия - слуги государства, а шляхтичи - его дети.

Однако же, не впадая в мещанство,  правильный шляхтич непременно был хорошим помещиком. Это значит, что кроме балов, охоты и пьянства, в мирное время он занимался сельским хозяйством. Был близок к крестьянам, к природе и к земле.

Особо надо отметить неожиданную куртуазность, характерную для культуры этих суровых воинов. Отношение к женщине было чрезвычайно уважительным. Обычай целовать дамам ручки берет начало именно в Речи Посполитой.

Что касается взаимоотношений шляхты между собой, то здесь мы имеем уникальный исторический пример всеобщего равенства. Не экономического, ибо были в среде шляхты и богатейшие магнаты, и те, кто ничем не владел, кроме сабли, но равенства в правах. Шляхтич в огороде равен воеводе. Ибо богатство и бедность легко меняются местами, а вот шляхетство дается только при рождении. Сам король был шляхте пан - брат. Поскольку им мог стать любой. Должность была выборная, однако хоть и пожизненная, но не наследственная.

При большом внутреннем сплочении, шляхта противопоставляла себя всем остальным, в том числе, и простым полякам. Шляхтичи считали себя потомками сармат, которые когда то завоевали славянские земли Они не смешивались с простыми людьми, и берегли чистоту своей крови. Что не спасало от наличия в общепольской неразберихи определенного количества самозванцев, перечисленных в специально написанной в середине 17 века Книге Хамов.

Но 18 принес с собой большие перемены. И вот в годы, когда уже стирались старинные традиции и обычаи, Кароль Станислав Радзивилл стал едва ли не последней яркой иллюстрацией размашистого образа жизни истинного польско - литовского магната, не считавшего средств для выполнения любых своих прихотей. Но одновременно, при этом, не переступавшем грань, отделяющую уважаемого оригинала и ревнителя старины от примитивного богатого самодура.

Продолжение следует.