Далеко не все гости полуострова, да и сами крымчане, бывали на даче Антона Павловича Чехова в Гурзуфе. А точнее, в Доме-музее. Всем привычнее его ялтинская «Белая дача», которая была широко известна уже при жизни писателя — сюда приезжали многочисленные гости, что греха таить, нередко мешавшие ему заниматься творчеством.
Судя по письмам к брату Александру, постепенно это стало досаждать Антону Павловичу: «Я вместо дачи за собственные деньги в Крыму умудрился возвести тюрьму!». К тому же в его жизни появилась актриса Ольга Книппер. Хотелось уединения и тишины. А в жизни, как известно, многое решает случай. Как-то писатель увидел на заборе объявление о продаже в Гурзуфе за три тысячи рублей татарской сакли. Поехал посмотреть. Вместе с домом за эти деньги полагалась и земля. Пройдя по ней и окинув взглядом бухту, Чехов даже не стал торговаться. Когда сделка состоялась, тут же написал сестре: «Я купил кусочек берега с купаньем и пушкинской скалой около пристани и парка в Гурзуфе. Принадлежит нам теперь целая бухточка, в которой может стоять лодка или катер. Дом паршивенький, но крытый черепицей, четыре комнаты, большие сени. Одно большое дерево — шелковица…».
То есть, можно сказать, начало будущему музею положено в конце 1899 года. Позднее там был разбит сад и построен небольшой уютный домик по проекту Л. Шаповалова. Это было место, где можно отдохнуть от городской суеты, уединиться. Антон Павлович любил дачу. Здесь он работал над пьесами «Три сестры», «Вишнёвый сад» и над рассказом «Дама с собачкой». Летом 1900 года в Гурзуфе отдыхали его мать и сестра, семья брата Ивана, гостила и будущая супруга Ольга Книппер. Приезжали братья Михаил и Александр.
Интересно, что почти никто из друзей писателя не знал о существовании этой дачи. Тайна была известна лишь актрисе Вере Комиссаржевской и писателю Ивану Бунину, которые бывали здесь в качестве гостей.
Вид на чеховскую резиденцию открывается с дачи художника Константина Коровина, который не раз писал этот пейзаж. Полотно «Гурзуф», созданное в 1915 году, хранится в Екатеринбургском музее изобразительных искусств, а «Пристань в Гурзуфе» (1914 г.) — в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга. Между дачами — несколько минут ходьбы вдоль берега. Тут побывало множество живописцев, желающих запечатлеть здешние красивейшие места. Гурзуфскую бухту писали Иван Айвазовский и его ученики. А сколько прошло современных пленэров, в том числе молодых художников!
Что ж, вкус в выборе пейзажа у Антона Павловича великолепный. Думается, и в нём самом были скрыты гены мастера кисти, раскрывшиеся в родном брате Николае — профессиональном художнике. Кстати, самые первые изображения писателя принадлежат карандашу и кисти Николая Павловича, который ещё в студенческие годы рисовал на брата дружеские шаржи, а затем иллюстрировал и первые рассказы Антоши Чехонте. «Хороший, сильный, русский талант…» — отзывался о Николае Чехове (1858—1889) Антон Павлович. Увы, судьба художника, окончившего Московское училище живописи, ваяния и зодчества, дружившего с И. Левитаном, достаточно трагична. Николай прожил недолго, наследие его практически утрачено. Тем не менее он известен как автор рисунков в литературно-художественных и юмористических журналах конца ХIХ века. Им написан в 1884 году и портрет молодого Антона Чехова, только окончившего медицинский факультет Московского университета и начавшего работать уездным врачом в больнице Воскресенска. Будущему классику русской литературы было тогда 24 года. Портрет находится в Доме-музее А. Чехова в Москве.
В 1999 году в одной из комнат гурзуфского музея открылась постоянная экспозиция под названием «Окружение Чехова», где представлены документы, фотографии, рабочие материалы, посвящённые Антону Павловичу, репродукции портретов, которых при его жизни было написано не так уж много. Валентин Серов называл его «неуловимый Чехов», поскольку, по мнению художников, писателя было сложно изображать: он всё время менялся. Достовернее всех его передавали хорошо знакомые живописцы. Среди друзей юности — И. Левитан, которого Чехов называл Левиташей. Они познакомились в конце 1870-х годов ещё студентами. Писатель даже придумал термин «левитанистый пейзаж». И хотя Левитан, как правило, не писал портретов, именно его кисти принадлежит изображение 25-летнего друга. Это этюд, неоконченная работа, но в ней уже заметен беспокойный творческий дух неординарной личности. Об этом портрете очень хорошо отозвался в своё время И. Репин, увидевший на полотне сильный образ.
Дружил Чехов и с художником В. Серовым. Они познакомились в 1900 году, обнаружив немало общих взглядов и интересов. Обычно Серов долго общался со своими моделями в разной обстановке, а решив писать Чехова, сразу взялся за работу. Но Антон Павлович хворал и, позволив другу сделать набросок, отказался позировать до лучших времён, пообещав новую встречу весной, когда будет в Москве, поправив здоровье. И слово сдержал. Но Чехову не сиделось в Москве, и живописец успел сделать лишь акварельный эскиз. В следующий раз писатель появился в гостях у Серова через год, однако художнику так и не удалось сделать большой портрет, зато акварельный рисунок считается лучшим изображением психологической глубины чеховской души. Он здесь — настоящий. Серов не стал приукрашивать облик человека, которого коснулась тяжёлая болезнь, он даже «снял» с него пенсне, показал грустный и добрый взгляд, уставшее лицо, чуть растрёпанные волосы…
Об Антоне Павловиче, 160-летие со дня рождения которого отмечается в этом году, а день памяти — 15 июля, можно говорить и писать много — глядя на него глазами современников, коллег, художников, посещая его дома-музеи, читая его книги, бывая на спектаклях по его пьесам, просматривая фильмы, снятые по его произведениям. Но, мне кажется, Чеховская бухта с пушкинской скалой расскажет о нём не меньше.
Чехова не зря называют художником слова. Он действительно художник, черпавший вдохновение в том числе и в красотах нашего полуострова. Здесь вспыхнула его любовь к Ольге Леонардовне, которой впоследствии была завещана гурзуфская дача. О. Книппер-Чехова каждый год отдыхала в Крыму, собирая здесь общество людей искусства. Последний раз она приезжала сюда из Москвы в 1953 году.
С 1955 года дача открыта для посещений как филиал Дома-музея А. Чехова в Ялте. С 2016 года — это один из отделов Крымского литературно-художественного мемориального музея-заповедника. На его сайте сообщается, что билет с экскурсионным обслуживанием стоит 200 рублей. В стоимость входит и право на фотосъёмку. Экскурсия продолжается 40 минут. Согласитесь, совсем не дорого, доступно даже студентам. А впечатлений! Ведь каждый камень этой живописной бухты помнит шаги Антона Павловича, каждый валун хранит тепло прикосновения его рук…
Светлана ЕФРЕМОВА