Найти в Дзене
Историческое оружиеведение

Гибель генерала Кульнева: почему француз Марбо соврал (1812 год)

Генерал Я.П. Кульнев (рисунок из сборника-хрестоматии 1912 года)
Генерал Я.П. Кульнев (рисунок из сборника-хрестоматии 1912 года)

Прославленный русский генерал Яков Петрович Кулнев погиб 20 июля 1812 года в сражении при Клястицах, в котором уступающий по численности корпус генерала Витгенштейна нанес поражение корпусу маршала Удино. Отряд Кульнева попал в засаду, оторвавшись от основных сил и не приняв должных мер к охранению. Неосмотрительность русских до некоторой степени можно понять - они преследовали разбитых накануне французов и не ожидали нападения.

Тем не менее, как часто бывает на войне, случилось именно то, что казалось невероятным: французы неожиданно атаковали расположившихся на отдых русских. Разгром был полным. Согласно описанию, которое дается во многих русских источниках и со ссылками на очевидцев, генерал был смертельно ранен французским ядром, удар которого оторвал правую ногу и перебил левую, когда, стоя на земле, пытался организовать огонь пушек по наступающим французам. Молва, скорее всего героизировала обстоятельства его ранения. Так, Д. Давыдов писал: понимая, что ранение смертельно, Кульнев, носивший на войне солдатский мундир Гродненского гусарского полка, которым командовал, снял с себя крест св. Георгия 3-й степени, единственную награду, которую носил постоянно, и бросил окружавшим его солдатам со словами "Возьмите! Пусть неприятель, когда найдет труп мой, примет его за труп простого, рядового солдата и не тщеславится убитием русского генерала" (Д. Давыдов "Воспоминания о Кульневе в Финляндии").

Однако, совершенно другую картину гибели Я. Кульнева дает французский генерал Марбо в своих мемуарах. Он был среди атаковавших французов и, по его словам, все видел своими глазами:

"Полусонный генерал Кульнев присоединился к группе в 2 тысячи человек, из которых ружья имело не больше трети. Машинально следуя за этой беспорядочной людской массой, генерал вышел к броду. Но, войдя в неприятельский лагерь, я сразу же приказал занять это важное место 500 – 600 нашим кавалеристам, в состав которых входила элитная рота, разозленная смертью своего капитана. Все они яростно бросились на русских и убили очень многих из них! Генерал Кульнев, пьяный и раскачивавшийся в седле, был атакован вахмистром Лежандром, вонзившим ему в грудь саблю, затем он сбросил Кульнева с лошади к своим ногам. В своем рассказе о кампании 1812 года г-н де Сегюр приписывает умирающему генералу Кульневу речь по примеру героев Гомера. Я был в нескольких шагах от унтер-офицера Лежандра, когда он вонзил свою саблю в грудь Кульнева, и могу подтвердить, что русский генерал упал, не произнеся ни единого слова!" (Марбо M. Мемуары генерала барона де Марбо. Москва, 2005).
Смерть Я.П. Кульнева (картина Орловского, 1812 год).
Смерть Я.П. Кульнева (картина Орловского, 1812 год).

Тело генерала Кульнева не было вынесено отступающими русскими солдатами (по одной версии он просил не трогать его, по другой - еще живого генерала положили на лафет, но при движении он упал и был оставлен), однако французы, несмотря на то, что, если верить Марбо, должны были знать о гибели прославленного русского генерала, не предприняли усилия по поиску тела (опознать генерала в общем-то было не сложно - его бакенбарды были весьма заметны). Не знал о гибели Кульнева и маршал Удино, хотя ему были обязаны донести о таком успехе. Тело было обнаружено и опознано уже позже, русскими, которые спустя некоторое время вновь заняли место боя. Обстоятельства обнаружения погибшего генерала также были отражены в малоизвестных письмах А. Дружинина, который воевал в Отечественную войну офицером в составе Пермского пехотного полка и был одним из тех, кто нашел тело генерала на поле боя.

"Между тем усмотрел я и тело храброго авангардного нашего начальника Кульнева почти на половине пути между местечком Клястицами и Сивошиным перевозом, не доходя еще Соколища, на небольшой лесной поляне, по левую сторону от дороги, за канавою оной, лежащего ниц. Голова была на правой щеке, так что по огромным его бакенбардам издали сначала почли за ратоборца воинственного Дона. Туловище было цело, но ноги были совершенно раздроблены: правая нога перебита около туловища, а левая несколько выше колена. Это доказывает, что Кульнев стоял, как утверждали тогда видевшие, около орудия с правой стороны, лицом к оному, и роковое неприятельское ядро, лишившее отечество наше одного из верных и усердных слуг, было при навесном выстреле на излете" (Харкевич В. 1812 год в дневниках, записках и воспоминаниях современников. Ч. 3. СПб., 1904).

По положению тела можно предположить, что генерала все-таки пытались вывезти с поля боя. И в любом случае, можно утверждать, что француз Марбо с большой долей вероятности исказил реальные события. Проще говоря, соврал.

О казаках в наполеоновских войнах глазами врагов.

Понравилась статья? Подпишитесь, поставьте лайк и сделайте репост в соцсетях. Спасибо!