Найти тему

Доверительные отношения с подростками

Оглавление

Доверие — великая вещь, только доверительные отношения являются конструктивными не только между мужчиной и женщиной, но и в отношениях с детьми и подростками. Доверие должно присутствовать и в семье, и в отношениях между учителями и учениками. Что же такого дает доверие при работе с подростками, как прийти к доверительным отношениям и какие положительные результаты можно получить от таких отношений — ответы на эти вопросы мы дадим в этой статье.

Как добиться доверительных отношений с подростками

Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. Этому учат всех с самого младшего возраста (по крайней мере в это хочется верить). Такое правило предполагает взаимное уважение, принятие других людей с их взглядами, позициями и мыслями. Так выглядят идеальные отношения. На практике же все совершенно иначе. В классах часто встречаются конфликты не только между учениками, но и конфронтация учитель—ученик. В таких условиях доверительные отношения не могут возникнуть.

Правила доверия

  • Будьте искренне заинтересованы в жизни и интересах своих подростков. Окружающие всегда чувствуют фальш. Если вы будете «казаться», а не «быть», ученики это почувствуют. Так доверия не добиться.
  • Не оценивайте человека или суждение, оценивайте грамматическую/лексическую сторону высказывания. Работа учителя иностранного языка не должна строиться на влиянии на мысли/поступки ученика — по крайней мере отрицательно. Ученик должен чувствовать, что его слышат и принимают.
  • Давайте больше свободы. Предлагайте выбрать тему следующего урока, проверить работы друг друга или переставить мебель так, как удобно. Можно также предлагать на выбор домашнее задание или тему эссе.
  • Уважайте личные границы. Не задавайте чересчур личных вопросов и избегайте неудобных тем. Давайте подросткам высказываться о том, о чем им говорить удобно, но если есть тема, при упоминании которой ученику некомфортно (например, о ситуации в семье), не настаивайте ее обсуждении.
  • Распределите обязанности. Наличие обязанностей — это показатель того, что вы как учитель своим студентам доверяете и верите в их силы, а не только то, что вы хотите их «напрячь». Это нужно объяснить, иначе подростки могут и не принять таких полномочий. Когда ученикам даются обязанности, это показатель того, что вы можете доверить им часть своей работы и знаете, что они с ней справятся.
  • Держите слово. Если обещание было дано, оно должно быть выполнено. Если вы пообещали не давать домашнее задание после хороших оценок за промежуточный тест, а потом все-таки задали задание, подростки воспримут это как несправедливость и могут в следующий раз потерять мотивацию и доверие к вам.
  • Не бойтесь признать свои ошибки. Силён не тот, кто не ошибается, а тот, кто может признать вину и измениться к лучшему. Даже если вы чего-то не знаете, это не повод быть нечестным по отношению к ученикам, а узнать новое можно и всем вместе.

Что даёт доверие

Если вы смогли создать доверительную атмосферу в классе, то вас и ваших учеников ждут приятные бонусы:

  • каждый учащийся чувствует себя защищенно
  • подростки учатся принимать себя и друг друга
  • каждый ученик может поделиться своими мыслями и чувствами без страха быть осужденным
  • никто не боится совершить ошибку, зная, что его не высмеют
  • ученики готовы помогать друг другу и проявлять понимание к трудностям, возникающим у других ребят в классе
  • ученики знают, что вы в них верите, а это даёт лучшие результаты и мотивацию в учебе
  • ученики знают, чего ждать от вас и от учебного процесса, ведь вы сделаете то, что озвучили ранее
  • в случае проблем (в том числе и в семье) ученики могут довериться вам со своей проблемой, которую вы сможете помочь решить, это может стоить даже жизни

Задания для установления доверия в классе

  • Фотоохота. Здесь нужна группа подростков, если есть возможность разделите класс на группы по 4 человека, если класс совсем мал, то можно обойтись и 2-3 человеками в группе. В начале учебного года выдайте группам/парам список вещей, которые необходимо сфотографировать. Составьте список заданий так, чтобы там не было конкретных вещей, а скорее формулировка была такой: «take a photo of a book you all love/place you often visit, etc.». Ребятам необходимо выполнять задание сообща, не разделяя обязанности и пункты между собой, а значит придётся общаться и узнавать друг друга. Задание можно дать как проект за пределами урока или дать задание на уроке, но ограничиться вещами в стенах школы. Список не должен содержать потенциально опасных формулировок.
  • Страхи. У каждого есть свои страхи, а разговоры о них очень неприятны, ведь открыть душу окружающим сложно и опасно — сразу появляется чувство незащищенности. Предложите подросткам анонимно на листочках написать свои страхи и положить каждый листочек со страхом в коробочку. Далее все листочки перемешиваются, и первый в очереди ученик достаёт листик и оглашает страх так, как будто он писал об этом. После прочтения подросток должен своими словами описать проблему, испытываемые чувства. Остальные могут дать совет, как справиться с проблемой или помочь с пониманием того, как человек с данным страхом может себя чувствовать. Далее по очереди обсуждение продолжается. Так подростки смогут примерить страхи друг друга, что разовьет эмпатию, необходимую для доверия.
  • Отличия. Разделите класс на две группы. Учащиеся каждой группы становятся в линию напротив друг друга. Группа 1 должна запомнить внешность, прически и одежду группы 2. Далее члены группы 1 покидают класс на пару минут, а учащиеся группы 2 должны изменить фиксированное количество вещей в своей внешности (например по 2 изменения у каждого человека). Изменения должны быть видимыми. Группа 2 возвращается и за установленное время они должны назвать как можно больше изменённых вещей (заодно можно Present Perfect потренировать, например). Далее группы меняются ролями. Так подростки научатся фокусироваться на деталях, работать сообща и использовать свою и «соседскую» память.

Как обстоят дела с доверием у ваших подростков?