Традиции, сформировавшиеся за многовековую историю яхтинга, так или иначе связаны с повседневной морской жизнью, и, если как следует разобраться, вполне непредвзято оправданы. Современные яхтсмены, как и мореплаватели прошлых столетий, любят причудливо оформлять свои «ласточки», а также броско одеваться и не упускают случая выпить горячительного за себя и за Посейдона. Сложившиеся церемонии и ритуалы органично дополняют строгие порядки, определяющие взаимоотношения между капитаном и командой. Все морские традиции можно выделить в две большие группы: те, что связаны с внутренними отношениями между членами экипажа, и те, что касаются поведения в отношении других судов, жителей портов и прибрежных служащих.
Внешние традиции (и суеверия) охватывают всю сферу жизни на море и определяются в отношении к каждому этапу путешествий на море, будь то на арендованной яхте или собственной. Среди них распространены:
- суеверие, что при швартовке нельзя громко кричать, особенно ценится среди бывалых яхтсменов (оно имеет под собой вполне практическую основу, ведь если представить, что яхта швартуется в сложных погодных условиях, команда слаженно работает и тут в темноте внезапно раздается громкий крик, то он способен «выбить из колеи», сильно помешав процессу);
- также не следует без необходимости свистеть на борту, ведь считается, что таким образом можно раззадорить верховного морского Бога Посейдона, за что он способен вызвать шторм (а вот например, в Финляндии верят в то, что можно с помощью заговоренной веревочки с тремя узлами вызывать проявления стихии от легкого ветерка до урагана);
- также бытует мнение, что судно должно всегда быть в идеально чистом состоянии;
- в первый выход судна организуется яркий праздник с салютом и разбиванием бутылки об борт, а переименование яхты считается недопустимым и считается, что влечет за собой разные неприятности;
- также моряки уверены, что команда и судно по морю ходят, а не плавают (ходят только утки) и относятся к воде с уважением, за что вода всегда твердо держит их на своей поверхности;
- выходя в море, следует обязательно убирать кранцы – яхта, идущая с кранцами, будет вызывать насмешки у моряков!;
- суеверие о недопустимости развешивать постиранное белье в маринах (при этом вопросов к развешанному на леерах красивому нижнему белью ни у кого не возникнет);
- традиция обязательно приветствовать встречную яхту (большая по размерам яхта должна приветствовать первой);
- при связи с другими яхтами или с берегом по радио следует в обязательном порядке приветствовать и прощаться с собеседником;
- при разговоре с моряками, вернувшимися из похода, не следует спрашивать их о походах, как о «последних», поскольку последний – это финал без продолжения, более уместно употреблять выражение «крайний поход»;
- а вот в море отпускать моряка нужно с улыбкой и легким сердцем, поскольку только улыбающаяся женщина подвигает его на успешный поход и возвращение с подарками;
- также следует встречать и провожать соседние яхты - это продиктовано не столько вежливостью, сколько требованиями безопасности (отходящая от берега яхта может, например, поднять ваш якорь или повредить борт);
- флаги нужно вывешивать исключительно по статусу – любителям вывешивать, например, «Веселого роджера» просто так стоит объяснить, что военные корабли имеют право открывать огонь на поражение по судну с таким флагом.
К внутренним традициям на борту относятся:
- Обязанность менять свою обувь при восхождении на судно – допускается носить лишь специальную, яхтенную обувь;
- Обязанность беречь и чтить своего капитана - нельзя, например, принуждать его готовить вам еду или бегать за продуктами в супермаркет на берегу. А при любом удобном случае лучше угостить капитана едой в кафе или ресторане – это окупится втройне;
- Запасаться продуктами принято на долгий срок, ведь неизвестно, как сложатся обстоятельства («Идешь в море на день – бери на неделю, идешь на неделю – бери на месяц»);
- Выходить на вахту следует за 5 минут до ее начала – не стоит заставлять себя ждать, ведь это привилегия капитана судна;
- На борту не принято готовить продукты красного цвета, например – вино или клюкву, так как они могут оставить пятна на одежде яхтсмена (а на яхте принято ходить в белом);
- Время приема еды на борту строго регулируется вахтенным расписанием, в любую погоду и в любое время года;
- До прихода капитана никто из присутствующих не должен прикасаться к блюдам на накрытом столе, хотя они и могут занять свои места;
- Если кому-то необходимо покинуть стол до завершения официальной части, они могут сделать это, спросив разрешения у капитана;
- Во время трапезы никто, кроме кока, не имеет права встать из-за стола без разрешения капитана;
- На судне требуется постоянно поддерживать чистоту, ведь чистота – залог здоровья, а порядок становится гарантией того, что в непредвиденной ситуации вы сможете быстро найти то, что вам будет нужно в текущий момент;
- Первоочередной для любого яхтсмена становится забота о представителях противоположного пола – важно следить и ухаживать за женщиной, помогать в случае необходимости. Это важно еще и потому, что женщины хуже переносят качку, что может вызывать плохое настроение в течение длительного периода.
В морском деле важно не только соблюдение правил и сложившихся традиций, но также и принципы вежливости и хорошего тона – об этом нужно помнить всегда, особенно в море, где ждать помощи в любой экстремальной ситуации от посторонних людей не приходится.