Ghost of Tsushima ни разу не тянет на лавры «большого» эксклюзива Sony — особенно если поставить её в один ряд с титанами вроде Uncharted 4, God of War и Marvel’s Spider-Man. Детище Sucker Punch больше похоже на игру из стартовой линейки PlayStation 4, чем из «финишной». Это вдвойне иронично, потому что inFamous: Second Son — предыдущий проект студии — как раз и была одной из первых игр для консоли. Вот только между ней и Ghost of Tsushima целых шесть лет развития трендов, технологий и геймдизайна.
По идее, прогресс должен быть налицо. Но почему тогда игра, вышедшая в 2020 году, смотрится устаревшей на фоне собственной предтечи из 2014-го?
Место, где восходит Солнце
Хотя ладно, это не совсем правда. Есть одна вещь, в которой Ghost of Tsushima на голову превосходит предыдущие игры Sucker Punch, да и, раз уж на то пошло, большинство других экшенов в открытом мире: дизайн сеттинга. Остров Цусима получился невероятно живописным, но при этом настоящим местом. Художники мастерски передали естественную красоту японской природы, которую мы не так уж и часто видим в видеоиграх. Осенние леса, бескрайние поля пампасной травы, речушки, равнины и горные перевалы… Пейзажи Цусимы ни с чем не спутать. И графика здесь вообще ни при чём — всё дело в красках и композиции. В жёлтой опавшей листве, в ослепительной белизне чайных полей, в солнечных бликах, сверкающих сквозь заросли бамбука. Куда ни взгляни, возникает чувство, будто смотришь в калейдоскоп, — настолько всё объёмное и пышущее жизнью.
Но самое главное, что голова от всех этих красот не идёт кругом: разработчики постоянно оттеняют яркость природы мраком войны. Ghost of Tsushima рассказывает историю первого монгольского вторжения в Японию. Главный герой, Дзин Сакай, вместе со своим дядей и остальными самураями даёт захватчикам бой, но защитники Цусимы терпят сокрушительное поражение. Выживает только Дзин: теперь он не только последний представитель своего клана, но и последний самурай на острове. Кому ж ещё по силам остановить войска Хотун-хана, как не ему?
Занятно, что, играя за человека, который метафорически восстал из мёртвых, вы то и дело будете натыкаться на следы кровопролития. На импровизированные могилы у обочин, на повешенных крестьян, убитых солдат и множество разорённых деревень, которые монголы буквально спалили дотла. Порой картины насилия и разрушения смотрятся даже слишком реалистично, но в этом и суть: они «приземляют» окружающий мир, создают контраст. Шрамы, которыми испещрена Цусима, вызывают неподдельную печаль за остров, где игрок, в отличие от главного героя, никогда и не жил, — и всё исключительно благодаря визуальному сторителлингу.
Пожалуй, именно это и удалось разработчикам лучше всего. Ghost of Tsushima мастерски создаёт ощущение принадлежности к окружающему миру. Завоеватели-монголы — иноземцы, но вы знаете Цусиму как свои пять пальцев. Вам ни к чему карты: во время путешествий авторы прячут почти весь интерфейс, чтобы вы ориентировались по местным приметам. Лисы знают тропы к алтарям богини Инари, птицы ведут вас к горячим источникам, где можно отдохнуть и перевести дух. А в качестве компаса служит попутный ветер: он всегда дует туда, куда лежит ваш путь. Словно Цусима пытается по-своему помочь в войне с захватчиками — а оттого к миру быстро проникаешься ещё более тёплыми чувствами.
Песочница, прибитая к полу
Вот только это единственное, что действительно хорошо удаётся Ghost of Tsushima, — и единственное, что хоть как-то отличает её от аналогичных проектов. Если говорить непосредственно об игровом процессе и геймдизайне, то игра, по сути, не плохая — она просто «стандартная». Да, не каждый мало-мальски крупный проект обязан совершить революцию в своём жанре. Не делать ничего нового, но взамен совершенствовать старое — это абсолютно нормальная, даже в чём-то благородная тактика. Однако Sucker Punch ничего не совершенствует: студия просто взяла уже порядком устаревшие решения и зачем-то их повторила, местами сделав ещё хуже.
Если вы видели хоть одну «песочницу», вышедшую за последние лет десять, то геймплей Ghost of Tsushima покажется до боли знакомым. Всё сделано как по методичке: исследование больших бесшовных локаций, поиск коллекционных предметов, освобождение аванпостов, выбор между стелсом и экшеном, прокачка снаряжения, деревья навыков…
Как ни странно, вышки а-ля Ubisoft в игру не попали, да и в остальном она не страдает от проблем, за которые принято ругать, например, современные Assassin’s Creed. Тут нет вынужденного гринда, искусственно завышенной сложности, строгих ограничений по уровню и десятков часов филлерного контента. В этом плане игра довольно аскетична, что с непривычки воспринимается свежо. Также радует, что разработчики не страдают бессмысленным гигантизмом: остров Цусима получился весьма компактным, но он ни разу не ощущается тесным.
К сожалению, даже при таких скромных масштабах мир вышел, откровенно говоря, скучноватым. Ghost of Tsushima настаивает на том, чтобы игрок исследовал локации в любом темпе и любым путём, каким заблагорассудится. Но вместе с тем авторы боятся, что вы пропустите всё самое интересное, поэтому действительно ценные вещи вроде комплектов брони или уникальных навыков не получится отыскать случайно. Они строго привязаны к квестам, и журнал заданий услужливо подскажет, где их взять. По-настоящему «найти» в открытом мире можно только коллекционную чепуху, которая либо улучшает характеристики героя, либо позволяет изменить внешний вид оружия (точнее, только ножен). Иными словами, вы всегда знаете, на что в теории можете наткнуться, а это быстро убивает всякую радость открытия. Ни одна из находок не даст ощутимых бонусов, ни одна весомо не повлияет на геймплей — и в чём тогда смысл?
Кто-то возразит, что смысл в самом путешествии и в случайных приключениях. Однако в Ghost of Tsushima нет спонтанного геймплея — есть лишь робкие намёки на него. Разные NPC никак не взаимодействуют друг с другом и не реагируют на ваши действия, разве что селяне в деревнях иногда обсуждают недавние события, связанные с сюжетом. Время от времени на дорогах можно напороться на монгольский патруль или банду разбойников, но эти встречи всегда следуют одному сценарию: враги либо держат пленника, который в обмен на спасение укажет на карте новую локацию, либо охраняют тайник с ресурсами. То есть технически авторы пытаются создать видимость жизни, вот только в неё совсем не веришь: уж слишком картонными и однообразными получились ситуации.
А ещё я довольно часто замечал, как на монголов нападают дикие звери, — правда, это всегда медведи, а монголов всегда почему-то двое. Хотя кто его знает? Может, это одни и те же монголы и один и тот же медведь, обречённые вечно сражаться друг с другом.
Как «Расёмон», только нет
С полноценными заданиями, которые игра называет «историями», ситуация обстоит немногим лучше. Здесь разработчики явно взяли за ориентир третьего «Ведьмака»: структура побочных заданий скопирована подчистую. У каждого есть собственный маленький сюжет и ансамбль персонажей. С одной стороны, надо отдать студии должное: заданий действительно немало, и они никогда не скатываются в поручения уровня «подай-принеси». Иногда, например, нужно помочь лекарю выяснить, чем заболела деревня на окраине префектуры, или узнать, почему люди пропадают в районе прибрежной гостиницы.
С другой стороны, какая бы ни была сюжетная завязка, квесты чаще всего заканчиваются одним и тем же — мордобоем. Каждый раз во всём внезапно оказываются виноваты монголы, бандиты или наёмники (порой все сразу), и каждый же раз их нужно наказать — без вариантов. Да и геймплей в побочных заданиях, как правило, неизменен. В большинстве случаев какой-нибудь NPC просит добраться в указанную локацию, где надо провести расследование в духе, опять же, «Ведьмака», пройти по следам обидчиков и перерезать их. Спустя часов десять все эти «истории» превращаются в сущую рутину: настолько они друг на друга похожи.
Обидно, но то же самое можно сказать и про сюжетные задания — да и весь сюжет в целом. У центрального конфликта есть мощный задел на драму: молодой самурай вынужден отказаться от кодекса бусидо и встать на бесчестный путь синоби, чтобы спасти свою родину и близких людей. Подобную историю можно интересно подать, но, к сожалению, режиссура в Ghost of Tsushima предельно пресная. По меркам игр она слишком медленно набирает обороты и слишком поздно раскручивается: следить за происходящим на экране становится интересно лишь в последней трети сюжета. А до этого момента ещё нужно дожить, продравшись через нескончаемые диалоги о воинской чести и вереницу однотипных баталий. Разработчики будто не знают, как ещё повысить ставки, поэтому в качестве кульминации каждой сюжетной арки просто бросают вас на штурм очередной крепости. Потому что, ну, эпично же.
А если судить по меркам кино… Надеюсь, вы любите снятые «восьмёркой» диалоги, статичные планы, унылые ракурсы и зашкаливающее число монтажных склеек — игра обожает начинать и обрывать сцены чёрным экраном. Или ещё лучше: диалог начинается в ролике, обрывается чёрным экраном, а затем продолжается уже на движке игры, только камера отодвинута подальше. Видимо, чтобы не пришлось слишком много работать над лицевой анимацией. Спрашивается, зачем приплетать к игре имя Акиры Куросавы, если по качеству постановки она даже близко не подбирается к его фильмам? Это как если бы Resident Evil 2 Remake назвала свой чёрно-белый фильтр не «режимом нуара», а «режимом Джорджа Ромеро».
Кровь, кровь, кровь
Однообразие игровых ситуаций — лишь симптом более серьёзной проблемы. Как бы странно это ни звучало, в игре про войну с монголами получилось уж слишком много войны с монголами. Ghost of Tsushima нечего предложить, кроме бесконечной поножовщины, а потому от неё быстро начинаешь уставать. Нет возможности передохнуть, отвлечься, как-то отвести душу. В игре (за буквально одним исключением) нет дополнительных активностей, которые не сводились бы к боям на мечах. Нет даже чего-то совсем уж банального вроде условных гонок на лошадях или, не знаю, чайных церемоний. Sucker Punch создала поразительно красивый сеттинг на богатой исторической почве, но почему-то не захотела дать игроку возможность исследовать его с разных сторон, прикоснуться к быту и культуре Японии.
Положение спасает тот факт, что сама по себе боевая механика получилась на удивление достойной. Она простая (лёгкая атака, тяжёлая атака, блок и уворот), но выполнена со вкусом. Фехтование можно и нужно комбинировать с гаджетами вроде метательных кунаев, дымовых шашек и пороховых бомб. Вес ударов хорошо передан, а среди боевых инструментов нет бесполезных.
Но сильнее всего удивляет то, что Ghost of Tsushima не стесняется бросить игроку всамделишный вызов: Дзин не выдерживает больше двух-трёх ударов, а, чтобы парировать выпады врага, нужно присматриваться к движениям и языку тела. Индикаторы предупреждают только о неблокируемых атаках, а окно для парирования маленькое. Смерть всегда дышит в затылок, поэтому, когда получается без единой царапины разделать целый отряд монголов, чувствуешь себя действительно легендарным воином. Авторы даже предусмотрели возможность эффектно стряхнуть с катаны кровь и вернуть клинок в ножны — словом, они хорошо понимают, за что люди обожают самурайские боевики.
Правда, Sucker Punch зачем-то вновь вставляет палки себе в колёса и недвусмысленно намекает, что в Ghost of Tsushima можно играть ещё и «по стелсу». Можно, но это несравнимо скучнее, чем схватки на мечах: ИИ противников сказочно глуп, а окружающий мир не очень приспособлен для напряжённых пряток. Более-менее крупный город с крышами и подворотнями здесь всего один — в остальных случаях надо «стелсовать» в маленьких деревнях, где из архитектуры только полторы хижины и хлев.
Ладно хоть без прыжков веры обошлось.
Несмотря на всё то, о чём я рассказал, Ghost of Tsushima легко найдёт свою аудиторию. Она наверняка станет чьей-то любимой игрой, и я прекрасно понимаю, почему: одним понравится реалистичный сеттинг, другие оценят экшен в стиле самурайских боевиков, третьи полюбят её за музыку и эстетику. Все будут одинаково правы.
Но, увы, по качеству исполнения Ghost of Tsushima просто не дотягивает до планки, которую студия Sucker Punch задала сама себе ещё в 2014 году. И уж тем более не дотягивает до планки, заданной эксклюзивами Sony в последние несколько лет.