В истории болезни И. Бродского - отягощённая наследственность: отец страдал ишемической болезнью сердца, в 55 лет перенес инфаркт миокарда, а мать страдала хроническим гастритом, умерла от рака печени.
Иосиф был аффективно неустойчивым, на окружающих производил впечатление человека неуравновешенного. В зрелые годы поэт был склонен к соперничеству, стремился к успеху, был агрессивным, имел настрой борьбы с нехваткой времени. С молодости Бродский курил.
Первый контакт с медициной у поэта был в 1963 г.: он попал на «Канатчикову дачу» (психбольницу им. Кащенко). В Ленинграде затевали суд над «тунеядцем» Бродским, и друзья решили спрятать его от «правосудия». В 1964 г. Бродский попадает в другую «психушку» — психбольницу на Пряжке. Тут за него взялись: три дня в палате для буйных, три недели госпитализации и смирительная рубашка. Больница оставила впечатления незабываемые. Еще до того, 13 февраля 1964 г., у Бродского в СИЗО возник первый приступ загрудинной боли. Вызвали «скорую», врач, по легенде, пробурчал: «Дуру гонит». Бродский «дуру» не «гнал», но выяснилось это уже за пределами отчизны. Находясь в ссылке в Архангельской обл., в мае 1964 г. Бродский ощущал боль в области сердца. 26 мая его направили на комиссию для определения трудоспособности. В июле 1964 г. он попал в Коношскую больницу, а в августе психиатр М. Ярмуш пишет знакомым, что поэт болен и нуждается в помощи.
Позже стало ясно, что боль в сердце у Бродского – не «кардионевроз», а всё-таки ишемия миокарда. 13 декабря 1976 г., уже в Нью-Йорке, он перенес обширный инфаркт и лечился в кардиологии Пресвитерианского госпиталя — одного из лучших кардиоцентров США. Картина была типичная: инфаркт миокарда в 36 лет! Стенокардия не оставила Иосифа, ведь факторы риска сохранялись, поэт продолжал курить. Бродский провел в госпитале около 20 дней, выписался с «пригоршней таблеток». 5 декабря 1978 г. ему было произведено аортокоронарное шунтирование. Интересно, что после первой операции АКШ в течение года Бродский не написал ни одного стихотворения!
Вскоре его опять госпитализировали в связи с сердечной недостаточностью, и в декабре 1985 г. случился второй инфаркт. Спустя 2 недели поэту сделали второе шунтирование, и у него случился инфаркт на операционном столе. В марте 1987 г. Бродскому была произведена коронарная ангиопластика. В 1988 г. он из-за стенокардии мог пройти несколько сотен метров с нитроглицерином, медленно и с остановками. Летом 1988 г. Иосиф попадает к шведскому кардиологу, проф. Ю. Карнеллу. Примечательно, что доктор Карнелл начал консультацию с вопроса, курит ли Бродский, предположив, что именно курение сыграло зловещую роль в его болезни. В 1994 г. поэт попал в госпиталь с нестабильной стенокардией.
В 1995 г. Бродскому, несмотря на лекарства, «трудно стало одолеть расстояние с длину фасада». На этом этапе речь зашла о пересадке сердца, хотя при наличии факторов риска ИБС, это проблему могло не решить. Бродский не мог бросить курить. «Закурив,…откусывал фильтр своего «Кента»… и отшвыривал его указательным пальцем», «Несмотря на то, что он знал, как опасно курение, он не делал попыток бросить» - отмечают биографы поэта. Он не мог ни решиться на трансплантацию, ни бросить курить. Поэт называл это бездумностью, которая позволяет жить. Бездумность закончилась «классической» внезапной смертью в январе 1996 г.
У пророков не принято быть здоровым, отмечал сам поэт. Правда или нет, но говорят, что, отказываясь рассматривать трансплантацию, Бродский говорил, что «поэт должен умереть с сердцем поэта». Так оно и случилось. Однако, Иосиф Александрович признавал, что «это гнусная ложь, что великому искусству нужно страдание. Страдание ослепляет, оглушает, разрушает, зачастую оно убивает». Может быть, и нас история болезни поэта научит борьбе с болезнью, поможет найти силы не повторять ошибок великих людей. Тем более что сегодня, возможно, и Бродскому помочь бросить курить было бы легче.
#бродский #сердце #ибс #стенокардия #послеинфаркта #кардиолог #АКШ #броситькурить
Ваш доктор Сонин
(С использованием материалов статьи Н. Ларинского, 2013)