О том, что есть такой сервис Spotify, мне в далёком 2009 рассказал Александер Бард - однажды в августе меня на пол-дня меня занесло в Стокгольм. В то время я работал в российском лицензиате Warner Music, основным легальным бизнесом которого были продажи физических носителей. Тема цифровых прав относилась к мобильным гудкам и рингтонам, продажам музыки через скачивания в недоступном в России сервисе iTunes и ряде существовавших тогда российских сайтов, но в основном музыка в интернет - это была чистая пиратчина, не приносившая правообладателям дохода.
И вот рассказывает мне Александер о том, что будущее музыки - не в рингтонах и CD, а в стриминге - прослушивании музыки онлайн с постоянным подключением к интернету или с сохранением в кэш, если интернет недоступен. И чтоб запустить артиста - не обязательно выпускать его CD. И весь мир будущего - онлайн.
И вот он я такой, представьте, в одной руке Motorola RAZR V3, в другой - один из первых, ещё похожих на калькулятор, HTC Touch на платформе Windows Mobile, с которого, правда, уже можно было писать электронные письма и просматривать соцсети. Но о том, что такое безлимитный мобильный интернет - мы в России ещё не знали. И за просмотр YouTube-ролика на смартфоне, помню, спустя 2-3 года, с меня даже как-то списали 100 рублей! За 3 минуты!!
И вот, Александер рассказывает, а я - как абориген. Даже не знаю, как реагировать - то ли удивляться, то ли принять, как юмор. Мы ведь долго пользовались поговоркой: у нас в России - свой особый путь.
Spotify быстро рос, выходил на новые рынки, рушил правила, ломал стереотипы, влиял, влиял, влиял... В Россию и СНГ его заход был долгим, поскольку, при колоссальном уровне пиратства и, ввиду отсутствия культуры потребления музыкального контента, да и по множеству других причин - шансов быть широко принятым было, наверное, не так, чтоб очень много.
Пока мы ждали его появления в России, я даже успел, между работами на радио и ТВ, поучаствовать в запуске целых 3, существующих ныне стриминговых сервисов. Я видел историю изнутри, программировал первые плейлисты по принципам эфира радиостанций и писал описания к плейлистам, обучась формулировать нейтрально.
Именно потому я много лет топлю за стриминг. Мне понятны минусы эфирных музыкальных радиостанций, ошибки популярных музыкальных сервисов и причины превосходства Spotify для нового поколения с новым сознанием и для стремящегося изменить свои привычки, поколения старшего.
Помните, с чего начинался Apple Music? Корпорация выкупила у Dr.Dre стриминговый сервис Beats, который был предназначен для пользователей аудиотехники Beats by Dr.Dre и сменила название Beats Music на Apple Music. Особых задач, кроме как создать правильный музыкальный фон из официальных релизов и нишевых плейлистов - у сервиса не было. За годы он не очень то и поменялся, если не считать радиошоу, подкастов и вкладки видео.
Помните, с чего начинался Google Music? Это был облачный сервис для хранения музыки с личного компьютера, которую можно было бы слушать на другом компе, залогинясь там в свой аккаунт - так можно было не таскать своё любимое музло туда-сюда на флешке.
Помните, с чего начинался сервис Яндекс Музыка? С недоумения - зачем, и как, и что... и что? Пока он не стал подражать схемам Google Play Music и, долгими дорожками, как-то, наконец, неплохо "зашёл".
Помните, с чего начиналась Музыка Вконтакте? Это была такая крутая тема - грузи любое аудио, называй, как хочешь и ни за что не плати. И лишь с ограничениями функциональности при проникновении соцсети ВК на другие территори пришлось как-то вопрос с легализацией музыки решать. VK Music до сих пор, так понимаю. не везде узаконен, поэтому создан отдельный взаимно интегрированный сервис Boom, но VK Music до сих пор выдаёт ошибки и при написании и при идентификации. Легализация музыки в Одноклассниках ещё в начале пути, а уж с пиратчиной в Мой Мир Mail RU ещё и конь не валялся.
И вот он, Spotify. В отличие от Apple Music, Яндекс и Google, он - ещё и соцсеть - как в Last.FM, в десктопной версии ты можешь видеть, что сейчас слушают люди, добавленные тобой в друзья. Ты можешь послушать то же самое, нажав на имя трека или ознакомиться со вкусами друга, нажав на его имя.
Стотифай одинаково удобен во всех вариантах: веб-версия, десктоп, смартфон. Более того, он удобен не только для пользователя, но и для энтузиаста - создателя тематических плейлистов. Интерфейс настолько удобен для редактора, что я за пару часов собрал 5 плейлистов музыки нашего маленького, но гордого лейбла, вуаля:
> POWER HIT <
> РОМАНТИКА <
> СУПЕРДИСКОТЕКА <
> РУССКИЙ ШАНСОН <
Среди множества достоинств: сервис исправляет ошибки издателя, когда разные треки идут с разной громкостью и плотностью. В аккаунте ты применяешь режим "одинаковый уровень громкости для всех" и теперь ты ровно держишься на волне настроения даже в миксе треков из разных жанров, и это тебе не "mastered for iTunes", так сказать, реставрирующий фонограмму. Здесь ты даже можешь выставить точку микса (чтоб не было пауз между песнями), выбрать длительность плавного перехода между треками и управлять музыкой через Google карты, не отвлекаясь от дороги.
В Spotify ты можешь поделиться обложкой релиза в сториз Instagram, и гиперссылка из твоей сториз будет вести на релиз даже если у тебя нет 10 000 подписчиков (количество, которое позволяет интегрировать в сториз внешние ссылки). И эта фича работает даже на стареньком Android, а не только на новой технике Apple, как у Apple Music. Здесь есть кнопка, допускающая возможность исключения контента с ненормативной лексикой, здесь есть доступная во многих сервисах передача звука на телевизор со смарт тв и другие подключенные устройства и так далее и тому подобное.
Но! Если ты артист - для тебя здесь больше толка, чем у Apple Music, Яндекс Музыка и Deezer вместе взятых - на своей странице ты сам фото и текстом (не дожидаясь, пока редактор Apple оценит, достоин ли ты этого). Здесь ты публикуешь созданные тобой плейлисты, анонсы концертов с возможностью купить билеты, сам управляешь списком соцсетей - в общем, полным пакетом своего имиджа. И артисту предоставляется приоритет перед лейблом.
Ну и, наконец, про логику сервиса. Он изучает содержимое твоего смартфона и, вместо микса "сало-мёд-хх-и-гвозди", даёт возможность запустить "радио" по твоему вкусу - собрать плейлист по одной из нескольких линеек, не смешивая твои вкусы, скажем, в советском ретро 70х, американском роке 80х, клубной танцевалке 90х и еврохитах XXI века. Ты можешь влиять на вкусы друзей, и друзья могут на твои. И одной кнопкой ты запускаешь робота, который помогает тебе управлять своим настроением.
Spotify активно развивается и совершенствуется. Дальше будет ещё интереснее!
ПРИВЕТ, SPOTIFY! ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ! ВСЁ ЛУЧШЕЕ ВПЕРЕДИ!
> БОЛЬШЕ ИНФОРМАЦИИ О НОВЫХ АРТИСТАХ И РЕЛИЗАХ <