Начальник контрразведывательного отдела ГПУ Артур Христофорович Артузов взял за правило регулярно просматривать списки лиц,
подавших заявления с просьбой о разрешении выезда на постоянное жительство за границу.
Увидев в одном из них имя актрисы МХАТа Ольги Константиновны Чеховой, ходатайствующей о выезде в Германию для "получения образования в области кинематографии", и рассудив, что она вполне могла бы пригодиться ГПУ, решил встретиться и побеседовать с ней лично.
Ольга родилась в 1896 году в семье инженера железнодорожного траспорта Константина Леонардовича Книппера, жившего в пригороде Петербурга. Юность провела у родной сестры отца, известной актрисы Московского Художественного театра Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой, жены Антона Павловича Чехова.
В двадцать лет она вышла замуж за артиста МХАТа Михаила Чехова, племянника Антона Павловича, но замужество оказалось не очень счастливым и совсем недолгим. Перестала радовать и актёрская работа. Впрочем, в первые послереволюционные годы театр многим казался
чем-то старомодным, и всё больше разговоров ходило о кинематографе, идущем ему на смену.
Привлекало новое искусство кино и Ольгу Чехову, что стало одной
из причин, по которой в 1922 году она решила уехать в Германию,
где открывались новые киностудии и снималось огромное,
по меркам того времени, количество фильмов.
После встречи с Артузовым, она согласилась помогать ГПУ.
В артистический мир Берлина ей пришлось пробиваться самой.
Далеко не сразу, но это удалось - помог несомненный талант, и, начав
с маленьких эпизодических ролей, актриса со временем превратилась
в звезду мировой величины. Чехову снимали не только в Германии,
но и во Франции, Австрии, Чехословакии, на Балканах и даже
в Голливуде.
Актриса сумела сблизиться с Евой Браун, официальной "любимой женщиной" Гитлера, и знала от неё всё, что касалось личной жизни фюрера. Познакомились они совершенно случайно летом 1935 года
в мюнхенской опере. В тот вечер давали "Тристана и Изольду" Вагнера,
и соседкой Чеховой по ложе оказалась молодая красивая немка
с грустным лицом. Разыгрывавшаяся на сцене история трагической любви французского рыцаря и жены короля, видимо, так действовала
на неё, что женщина то и дело вытирала слезы.
"Всё, как и у нас с Адольфом: долг убивает чувства!" - вырвалось у неё. Это тронуло Ольгу, и она постаралась утешить немку, назвавшуюся Евой Браун... Так они стали дружить...
Интерес Сталина к личной жизни Гитлера диктовался не столько любопытством, сколько стремлением лучше узнать своего врага,
чтобы предвидеть и упреждать его действия. Ольга Чехова, сама
того не подозревая, действительно влияла на сферы, относящиеся
уже к большой стратегии.
Главное, на что обращал внимание Сталин в донесениях -это заключения врачей о состоянии здоровья Гитлера, о диагнозах и прогнозах течения его болезней.
Донесения Ольги Чеховой об ухудшении здоровья фюрера были хорошими известиями, подкреплявшими уверенность в победоносном исходе войны...
Зимой 1941 года, после поражения под Москвой, когда стало ясно,
что блицкриг окончательно провалился, Гитлер стал постоянно жаловаться на слабость, тошноту и озноб.
После Сталинграда дают о себе знать новые психогенные расстройства: непереносимость дневного света, потеря равновесия.
С началом 1943 года признаки деградации у Гитлера нарастают
с катастрофической быстротой, и к концу войны он превратился
в дряхлую развалину.
После войны Ольга жила в Мюнхене, основала косметическую фирму, которая со временем стала ведущей в отрасли.
А в 1972 году за заслуги перед ФРГ президент вручил ей Большой крест.
Умерла Ольга Чехова в Германии в 1980 году в возрасте восьмидесяти трёх лет.