Найти тему
Антиномия

Каин и Авель - мотив и навык

Картинки Библейские Каин и Авель
Картинки Библейские Каин и Авель

Дорогие друзья с первых минут своей, ещё даже бессознательной, жизни человек сталкивается с необходимостью приобретения определённых навыков, которые расширяют круг его возможностей. Приобретение таких навыков называется: «обучением», «усвоением», «учением», «осваиванием» и так далее. Откуда у человека берётся стремление к обучению? Из положительного опыта, на основании которого, он приходит к выводу, что не может делать того, что делают другие люди. Один известный философ как-то даже заметил, что если бы ребёнка поместить в среду, где все люди передвигаются на четвереньках, то желание встать на ноги у него бы не возникло. Таким образом, пример, модель поведения людей, уже умеющих что-то, является главным фактором, стимулирующим возникновение желания обучиться тому же и в других людях.

С вопросом: в равной ли степени примеры навыков, действий, умений положительного и отрицательного характера, стимулируют людей к желанию научиться тому же, попробуем разобраться с помощью уже известных персонажей – преподавателя (П) и ученика (У).

У – Так как по-Вашему одинаково ли влияют на человека положительные и отрицательные примеры различного рода навыков других людей?

П – Полагаю, что, когда вы говорите о положительных и отрицательных примерах, то имеете в виду их нравственную составляющую?

У – Да.

П – Иными словами, здесь речь может идти о добродетелях и пороках, поскольку в основном, всеми людьми признано, что хорошие (полезные) привычки, или навыки, умение и т.д. – это добродетели, а плохие (вредные) – это пороки. И, по сути, вы спрашиваете о том: что оказывает большее воздействие на человека, или чему человек более стремится подражать – порокам или добродетелям?

У – Именно так.

П – Ну что же, это очень интересный вопрос, ответ на который известен всем, но с развитием наук, позволяющим глубже узнать особенности человеческой природы, обрастающий дополнительными сведениями, подтверждающими его правильность.

У – Что же это за ответ?

П – Это констатация своего состояния апостолом Павлом: «Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (Рим.7:15).

У – Как это понимать?

П – Как разбалансированное состояние человеческой природы в результате грехопадения. Когда дух – ум, душа – чувства, посредством воли эксплуатируют тело по своему произволу.

У – В результате чего это произошло?

П – В результате потери человеком жизненного ориентира, цели своего существования, смысла жизни и т.д. можете назвать это состояние как угодно, но следствие вот оно – очевидно. Достаточно окинуть мысленным взором историю человечества, чтобы убедиться в том, что с людьми, с нами что-то не так. Бесконечные войны, кровь, боль, пытки, издевательства, насилие. Что это? Ради чего это? Причём прогресс в науке и технике, только усугубляет ситуацию, делая более изощрёнными способы для уничтожения и уничижения людей.

У – Но ведь такое положение дел, что называется: «испокон веков». Даже в Библии говорится о том, что первым убийцей стал уже сын Адама и Евы Каин. От кого же он мог научиться этому «ремеслу»?

П – Видите ли в чём дело, принадлежность человеческой природы одной своей частью миру духовному, позволяет человеку не только общаться с Создателем Богомабсолютным Благом, но и с другими духовными умными сущностями – Ангелами и бесами. А, как известно, дьявол – глава бесов абсолютное зло, – прямой антагонист Бога, Его соперник и противник. Потому-то нет ничего более привлекательного для дьявола, чем разрушать то, что Богом создано. Была бы возможность, он и Бога бы разрушил, но, как говорится: руки коротки. И в этом смысле разрушение человека – как образа и подобия Божества – сладкая месть недоступному для его злобы Создателю.

У – Каким же образом дьявол имеет возможность воздействовать на человека?

П – Конечно мысленным. Посмотрите на примере того же Каина. Что явилось главным побудительным мотивом к его действию? Обида и зависть. Откуда берутся обида и зависть? От болезненного самолюбия и гипертрофированного самомнения. Как возникает болезненное самолюбие? В результате воображаемого о самом себе представления, как о незаурядной личности. Но ведь воображаемое представление о чём бы то ни было – это чистой воды иллюзия, обман, мираж, ложь. А кто отец лжи? Дьявол. Вот вам и ответ на вопрос: кто научил Каина ремеслу убийцы.

У – Но ведь дьявол не показал, что или как нужно сделать. Почему же Каин решил убить брата, а не прогнать, не побить, или каким-нибудь другим способом выразить своё отношение к нему?

П – Мы с вами просто не знаем дьявольской злобы. И дай Бог нам никогда её не узнать. Мы можем о ней судить только на основании тех исторических примеров, о которых было уже упомянуто. Когда дьявол получает доступ к сердцу человека, овладевает его сознанием, тогда в сердце родится страшная ненависть к Богу и всему Им созданному. А потому, рядом находящийся человек, если он хоть чуточку являет собой (в словах, действиях, поступках) подобие Божества, по образу Которого мы все созданы, то вызывает к себе такую ненависть, что гипертрофированное болезненное самолюбие побуждает своего носителя не просто разрушить «образ Божий», а разрушить так, чтобы насладиться его мучением, максимально причиняя ему страдания. А так как, по всей видимости, Каин уже давно попал под влияние дьявола, то и злоба в нём была соответствующая. Поэтому уничтожить брата, чтобы больше не испытывать неприятное чувство уязвлённого самолюбия, было для него делом даже естественным.

У – Значит обида или зависть – это проявление самолюбия, а, следовательно, свидетельство того, что человек находится в тесном контакте с дьяволом?

П – Важно подчеркнуть часто в неосознанном контакте, принимая свои ощущения за «естественные реакции здорового организма на внешнее раздражение». А уже от этого заключения, как говорится: рукой подать – до ответа на ваш вопрос. Становится совершенно понятным, что чем более самолюбив, эгоистичен человек, тем в большей мере он будет стремиться к приобретению тех навыков, которые помогают ему самоутверждаться. А любое самоутверждение всегда происходит за счёт других людей. Поэтому ни мужество, ни целомудрие, ни справедливость, ни рассудительность, соответственно и все действия и навыки их выражающие, для эгоиста непривлекательны. А вот дерзость, распущенность, зависть, гордость, безрассудство и поступки с ними связанные, вызывают сочувствие.

У – Но ведь в повседневной жизни нечасто можно столкнуться с открытым, демонстративным проявлением Вами перечисленных изъянов личности. В большинстве своём, мы пока ещё удерживаемся от того, чтобы на людях проявлять такие негативные черты своего характера.

П – Верное замечание: «пока ещё». Да, в нашем обществе пока ещё не принято нагло демонстрировать своё наплевательское отношение к традиционным нормам и правилам человеческого общежития. Но тенденция, к сожалению такова, что всё больше – и в первую очередь молодых людей – готовы это делать.

У – Так откуда они этому обучаются?

П – Из «средств массовой информации» – СМИ и в первую очередь из интернета и телевидения. Если мы обратим внимание на эти воспитательные инструменты современного человечества и проанализируем их содержание (фильмы, программы, «блоги», рекламу) заполняющие драгоценное эфирное время или занимающие первые места в анонсируемых новостях и услугах на страницах интернета, то убедимся, в том, что: либо эти программы создаются эгоистами (людьми, имеющими плотный контакт с дьяволом), либо программы создаются для эгоистов. А потому, чтобы нам с вами незаметно не оказаться в их числе, надо всячески ограничивать своё желание посидеть часок, другой перед телевизором или окунуться с головой в безбрежное море интернет-пространства. Понуждая себя к приобретению более добродетельной, а значит и более полезной привычки.