Не смотря на то, что театр не был близок Цветаевой, она увлеклась драматургией в первую очередь новым для себя способом выражения человеческих взаимоотношений, коллизий, характеров, страстей.
Уже в лирике, начиная с ранних стихов, проступают зачатки драматической ткани: конфликтная сущность замысла, стремление к передаче характерных особенностей речи, введение диалога. Первые зачатки театра угадываются в циклах "Комедиант" и "Плащ".
Пьеса "Метель" - это не что иное, как лирическое стихотворение Марины Цветаевой, расколотое на диалог. Действие пьесы происходит в ночь на 1830 г., в зарчевне, в лесах Богемии, в метель. В пьесе мечта о любви.
Цветаева полюбила атмосферу театральных будней, репетиционную страду и прониклась интересом к самой природе театрального искусства. Все сложное и разное, впервые увиденное и пережитое живо взволновало в те годы Марину Ивановну, поэтому возникло желание лирического поэтаПоэта попробовать силы в новомдляновом для себя жанре - драматургии.
Летом 1919 года Цветаева записала: "... Я стала писать пьесы - это пришло как неизбежность - просто голос мой перерос стихи, слишком много воздуху в груди стало для флейты..." Марина Цветаева приступила к созданию драматических произведений в стихах.
Пьесы Цветаевой - самые "непрочитанные" ее произведения, некоторые из которых были долгое время были недоступны для читателя.
Среди ранних пьес можно выделить "Фортуну" и" Феникс". Центральные фигуры в них Лозен и Казанова. Впервые образ Казановы у Марины Цветаевой появляется в пьесе" Приключение". В ней Казанова молод, полон сил. В "Фениксе" - Казанова - старик, за плечами которого целая жизнь. реди ранних пьес можно выделить "Фортуну" и" Феникс". Центральные фигуры в них Лозен и Казанова. Впервые образ Казановы у Марины Цветаевой появляется в пьесе" Приключение". В ней Казанова молод, полон сил. В "Фениксе" - Казанова - старик, за плечами которого целая жизнь. Среди ранних пьес можно выделить "Фортуну" и" Феникс". Центральные фигуры в них Лозен и Казанова. Впервые образ Казановы у Марины Цветаевой появляется в пьесе" Приключение". В ней Казанова молод, полон сил. В "Фениксе" - Казанова - старик, за плечами которого целая жизнь. реди ранних пьес можно выделить "Фортуну" и" Феникс". Центральные фигуры в них Лозен и Казанова. Впервые образ Казановы у Марины Цветаевой появляется в пьесе" Приключение". В ней Казанова молод, полон сил. В "Фениксе" - Казанова - старик, за плечами которого целая жизнь.
Цветаева, вскоре после отъезда в эмиграцию, вновь вернулась к жанру пьес, используя классическую мифологию.
Она начала работу над трилогией "Гнев Афродиты", основанной на легенде о Тезее. Было написано только две пьесы "Ариадна" и "Федра", заключительная часть "Елена" осталась недовершенной.
В 1986 году известные законченные драматические произведения М. Цветаевой были изданы в сборнике "Театр" (ред. А. Саакянц). Пьесы были написаны на одном дыхании. Цветаева надеялась на постановку пьес в театре Е. Вахтангова,но при жизни Марины Ивановны они не были поставлены.
У Цветаевской драматургии небогатаянебогатаяне сценическая история. В театре на Таганке Роман Виктюк ставил её "Федру". Именно он был первым, кто решился пойти наперекор авторскому взгляду на пьесу. В конце 80-х его постановка цветаевской "Федры" стала одним из самых значительных событий в театральной жизни России. Главную роль исполнила Алла Демидова - ведущая актриса театра на Таганке. Её парнерами стали популярные сегодня, но в то время только начинающие актерыактёры, А. Серебряков, Д. Певцов и С. Векслер.
Роман Виктюк и Алла Демидова объединили в одном образе и мифологическую героиню, и саму Цветаеву, используя ее дневники, стихи, заметки.