Я категорический противник мышления: "У, они большие и успешные, значит они корпорация зла". Я считаю, что сверхкорпорации как раз-таки больше склонны к добру из-за необходимости поддерживать хороший публичный имидж. А то, что среди высшего руководства встречаются козлы — ну так они и среди обычных людей встречаются, корпорация-то тут при чем.
Обвинять корпорации в бездушности тоже как-то глупо. Души нет ни у какого бизнеса: ни у большого, ни у малого. Душа есть только у отдельно взятых сотрудников. И они тоже ничем не отличаются от обычных людей, потому что они и есть обычные люди. В конвейере Диснея или Пиксара, на мой взгляд, души гораздо больше, чем в любительской анимации, типа Масяни (прости Господи), просто потому что на каждый проект Диснея или Пиксара берется новый режиссер с горящими глазами и гигантским гонораром, а Масяню делает один и тот же нищий творец, который вынужден этим заниматься, чтобы продавать копеечную рекламу. Ну и где души больше?
Если уж на то пошло, то в крупной и успешной компании гораздо проще делать хорошие вещи, потому что не связан по рукам и ногам необходимостью из всего выжимать прибыль. Большие компании могут работать на бренд, на публичный образ, на прорыв в жанре. А маленькие компании вынуждены каждый свой шаг рассчитывать таким образом, чтобы срубить максимум прибыли в данную конкретную секунду. МакДональдс и Кока-Кола искренне хотят сделать милую и добрую рекламу, чтобы дети, которые ее смотрят, подросли и продолжили пользоваться их продукцией ради хороших воспоминаний. Курочка Рядом и Ранова не могут делать таких больших шагов, потому что если они не продадут товар сейчас, то разорятся к чертовой матери, какие уж там подрастающие дети.
Какой-нибудь H&M отказывается сотрудничать с заводами в Бангладеше, нарушающими трудовой кодекс, потому что любой судебный иск обойдется им в бесконечные миллионы долларов. Они имеют возможность диктовать условия, реально меняя рабочие условия в Бангладеше к лучшему. А душевный босс из душевного малого бизнеса готов собственного дизайнера на фрилансе кинуть на бабки, лишь бы сэкономить. О чем тут может идти речь?
Разумеется, компании бывают разные. Бывают совершенно охреневшие Аэрофлоты, например, которые настолько не волнуются за свою прибыль, что позволяют себе не просто хамство, а агрессию в адрес клиентов. Но если и выводить из общей картины какое-то правило, то оно будет такое:
Нет никакой души в бедности. В бедности есть только отчаяние, загнанность и жадность.
Быть добрым гораздо проще, когда ты богат.