Найти тему
Проект «Хистори»

Как ЦРУ использовало искусство в пропаганде

Что может быть общего между богемным художником вроде Джексона Поллока, писателем-антиутопистом Джорджом Оруэллом и ЦРУ? Рассказываем в новой статье.

После Второй мировой по Европе снова начал ходить призрак коммунизма. Всё больше появлялось так называемых "левых" интеллектуалов, которые зачитывались Марксом и слушали лекции Маркузе. Конечно, на другом континенте этим явлением сильно обеспокоились.

Холодная война касалась не только идеологического и политического аспектов. В 1950 году появляется так называемый Конгресс за культурную свободу, который был приурочен противостоять коммунистической заразе и "поддерживать" новое искусство. Молодые художники, писатели, музыканты, которых не так давно не впускали в ни одно приличное заведение, вдруг становились супер-звёздами: откуда-то начали появляться помещения для выставок, газеты писали яркие заголовки о новой живописи и музыке, появлялось множество престижных премий и прочего. Конгресс активно поддерживался правительством, культурными институциями (например, музей MOMA) и... ЦРУ. Более того — разведка его полностью финансировала. По мнению элит и властей мир нуждался в «Pax Americana» (мир по американскому образцу).

Одной из целей Конгресса являлось распространение американского «правильного» искусства на страны Европы, в чём помог и план Маршала (программа помощи Европе после Второй мировой войны; выдвинут в 1947 году американским государственным секретарём Джорджем К. Маршаллом и вступил в действие в апреле 1948 года), благодаря которому осуществлялся масштабный культурный экспорт. Помимо крупной поддержки (офисы в 35 странах), Конгресс также заручился и другими рычагами: им финансировались около двадцати престижных журналов и газет.

Джексона Поллока и других абстрактных экспрессионистов рассматривали как ценных пропагандистов американского опыта. Ещё недавно подобное искусство считалось дикостью — теперь же расценивалось как символ свободы и демократии. Благодаря "меценатству" ЦРУ в Европе прогремели выставки «Шедевры ХХ века» (1952), «Современное искусство в США» (1955), «Новая американская живопись» (1958-1959).

Подписывайтесь на нас в инстаграм: @historyginale
Подписывайтесь на нас в инстаграм: @historyginale

Музыкальная сфера тоже не стояла в стороне: так, например, ещё большую популярность приобретает джаз, который до недавнего времени был периферийным явлением. От имени Конгресса Луи Армстронг был превозглашен «послом доброй воли» джаза. Во время холодной войны Армстронг продвигался во всем мире как символ американской культуры и расового прогресса. Кстати, генсеком Конгресса и составителем музыкальной программы был Николай Набоков (двоюродный брат писателя Владимирова Набокова), который более 15 лет занимался организацией фестивалей.

Что же касается писателей — на деньги Конгресса издавались книги, печатались рассказы в журналах и газетах. В частности и произведения негласного члена Конгресса — Джорджа Оруэлла, который известен не только своей книгой «1984», но и скандальным «списком Оруэлла» — подготовленный в 1949 году Оруэллом перечень людей, которых автор считал сочувствующими коммунистической идеологии, то есть «криптокоммунистами» и «попутчиками». Список был передан в Департамент информационных исследований МИД Великобритании, набиравший сотрудников для борьбы с просоветской коммунистической пропагандой.

Записная книжка содержала столбцы с именами, комментариями и пометками. Типичные комментарии: Ричард Кроссман — «Слишком неискренен, чтобы быть отчетливо выраженным попутчиком», Кигсли Мартин — «Загнивающий либерал. Очень неискренен», Стивен Спендер — «Легко поддается влиянию. Склонность к гомосексуальности». Кроме политического направления, половых пристрастий и профессии Оруэлл особо отмечает в книжке расовые и национальные признаки «криптокоммунистов»: Пол Робсон — «негр США»; Седрик Довер — «евроазиат»; Том Драйберг — «английский еврей»; Чарльз Чаплин — «еврей?» и т. д.

Итак, в 1967 году становится известно, что Конгресс финансировался ЦРУ, что естественно вызывает большой скандал. Стало ясно, что под прикрытием борьбы за свободу творчества скрывался большой механизм, направленный на рост антикоммунистических настроений, укрепление которых отвечало внешнеполитическим интересам США. Художники и интеллектуалы, которые не догадывались о существующей операции, считали себя обманутыми.

Понравилась статья? Ставьте 👍 и подписывайтесь на наш канал !

Чтобы знать об истории еще больше, читайте нас в инстаграме: инста-проект «Хистори»