Найти тему
Мари Могёт

Почему вредно быть отличником?

Предисловие
Для того, чтобы меня правильно поняли, нужно внести ясность. В данной статье речь пойдет про обучение в школе в поселке, где население около 5000 человек, и дальнейшее обучение в г.Саратов (околомиллионник).

Путь в отличники

У меня не было шансов быть обычным ребенком и учиться по своим возможностям, потому что папа в школе был отличником, мою семью знают и уважают во всей округе, и нельзя «портить» репутацию. По большей части моя отличная учеба была нужна бабушке, потому что рассказывать об успехах своих детей/внуков любят все, поэтому еще перед первым классом мне была дана установка, что учиться нужно только на «отлично» и никак иначе. В целом, мне это не составляло труда, способности к учебе у меня действительно есть, но именно привычка учиться на «отлично» мне здорово помешала.

Наверное, всех пугали, что если будешь плохо учиться, станешь дворником. В моем случае говорили, что стану парикмахером. Я этого никогда не понимала, и мне даже стыдно было сказать, что я совершенно не против быть парикмахером – профессия очень даже не плохая. Но, по мнению бабушки, я непременно должна была стать или экономистом, или фармацевтом (спойлер: не стала).

Самокопание

Получить оценку ниже ожидаемой – это очередной повод саму себя погнобить, даже если я ответила на «отлично», все равно потом сидишь и думаешь, как можно было лучше сказать, постоянно сравниваешь себя с другими. Кажется, что после такого самоанализа должно наступить улучшение, но что-то пошло не так, и я заработала себе низкую самооценку.

Отличная учеба развила во мне тот самый «синдром отличника», когда панически боишься получить любую оценку, кроме 5. Это очень сильно аукнулось на экзаменах в университете и собеседованиях на работу: я начинаю так сильно нервничать, что меня тошнит, и кишечник передает «Привет!». Ужасно мешает в жизни, но пока перебороть это не получается.
Можно подумать, что меня ругали за другие оценки кроме 5 – нет, синдром развился из-за внушения
«а что люди подумают?». У отличника ведь нет права на ошибку: стоит получить 4, не дай Бог 3 и класс разрывается овациями и криками КАААААК? у НЕЕ 3? Не может быть! В такие моменты хочется провалиться сквозь землю. Буллинг в школе же никто не отменял, поэтому одноклассники частенько не давали спокойно жить. Спустя несколько лет после школы одноклассники все-таки стали со мной общаться, потому что поняли, что я «нормальный» человек.

Отличная учеба = отличные знания. НЕТ.

Когда пришло время сдавать ЕГЭ, нужно было выбрать предметы, которые понадобятся для поступления в ВУЗ. Вот тут и начались проблемы.
Во-первых, я не знала, куда поступать, потому что так и не решила, кем хочу быть.
Во-вторых, оказалось, что я одинаково не знаю все предметы, кроме русского языка и биологии.
Гоняясь за отличными оценками, я не смогла понять, что мне нравится, я просто поняла
формулу успеха: делай ДЗ, внимательно слушай на уроке, не высовывайся. Как правило, на уроке спрашивают тех, кто мешает его вести, поэтому не привлекай внимания, и никто не узнает, что ты не можешь ответить на вопрос. Выполнение простого алгоритма действий напрочь исключало заинтересованность в предмете. А в старших классах я уже настолько не заморачивалась с устными ДЗ, что читала параграфы на перемене перед уроком. Ведь мой ДОЛГ получить пятерку…

Цена знаниям

После переезда в город, в первый же год учебы в университете я осознала, насколько ничтожны мои знания. Мат.анализ шел со скрипом, хотя я была уверена, что очень хорошо умею считать производные. Школьная физика будто обошла меня стороной, пришлось учить заново. Преподаватель по органической химии говорила, наверное, на эльфийском, потому что ничего не было понятно. Я сделала апгрейд школьному алгоритму и продолжила получать пятерки на радость бабушке.

Большим шоком оказалось то, что ребята, которые были хорошистами в своих школах, стали занимать верхушку рейтинга по успеваемости. У меня есть много знакомых из других ВУЗов, которые в школе учились слабо, а университет закончили с красными дипломами не напрягаясь - просто потому что им было интересно учиться, они специально ничего не зубрили.
А после того, как я сама закончила университет, я поняла, что вообще ничего практического не умею. Нужно искать работу, а мне даже нечем похвалиться в плане навыков. В резюме же не напишешь -
умею сдавать экзамены на отлично. Мне даже кажется, что многие идут в магистратуру, аспирантуру и дальше просто из-за того, что они только и умеют - учиться.

Итог

Практически впустую потраченное время на учебу в школе и университете в погоне за отличными оценками, а не за знаниями. Я не считаю, что ребенка не надо заставлять учиться, наоборот, делать это необходимо, но ставить планку получать только "отлично" - бред, который еще и травмирует.
Часто слышу отговорки, что оценки ничего не значат - в какой-то мере это так, но главное не впадать в крайности.
Важно, чтобы человек понял, что ему интересно, смог выбрать профессию и найти место в жизни, а красные дипломы и аттестаты в конечном итоге послужат только в качестве подставки под ножки стола, чтоб не шатался...

Спасибо, что дочитали!
Поделитесь своим мнением на этот счет в комментариях!


Другие статьи
канала Мари Могёт:
Зачем поступать в магистратуру или Кому она нужна?!
Молодежь не хочет на завод! А я пошла, и вот что из этого вышло
Как мы с Kerama-Marazzi плитку делили