В основе как академической, так и популярной музыки лежат одни законы. И если профессиональные композиторы применяют их осознанно, то для композиторов-любителей они остаются тайной за семью печатями. Что, однако, не мешает создавать им интересную музыку.
На канале неоднократно выходили статьи о том как обрабатывают классику современные эстрадные исполнители. Существует и противоположные случаи, когда серьёзные авторы обращаются к поп-музыке.
Например, по музыкальным следам альбомов "Берлинской трилогии" британских рокеров Дэвида Боуи и Брайана Ино американский академический композитор Филип Гласс создал цикл из трёх симфоний.
В 1992 году появляется Первая симфония на основе "Low", а в 1996 году Гласс создаёт Четвёртую симфонию по "Heroes". Завершился цикл 10 января 2019 года премьерой Двенадцатой симфонии по мотивам альбома "Lodger". Со слов композитора:
Это часть моих обязательств перед Боуи и Ино взять три их пластинки и превратить их в симфонии. В "Lodger" для меня самым интересным были тексты песен, стихи.
В предыдущих альбомах музыкальная идея была довольно вызывающей и заслуживающей работы над ней, но когда я добрался до "Lodger", я не обнаружил интереса к музыке; мой интерес был в тексте. Немного подстраховавшись, я решил, что с таким же успехом мог бы сделать симфонию из песен. Конечно, Малер был в этом великим мастером.
Чтобы не делать симфонию больше часа я использовал семь песен из десяти.
В свободном доступе произведения Гласса ещё нет, поэтому поставлю свой любимый трек с "Lodger" в аутентичном исполнении.
Подробнее о взаимодействии Боуи и Гласса у меня была статья - Минимализм и рок-музыка. В каталоге есть на неё ссылка.
В недавней публикации - Ливерпульская пятёрка и классическая музыка - в поле моего слуха попало довольно интересное произведение другого мэтра академической музыки - Джона Кейджа. Пьеса для шести фортепиано 1990 года называется "The Beatles 1962-1970". Она состоит из фрагментов песен группы, звучащих в шести музыкальных слоях. При желании можно даже что-то расслышать знакомое.
Более щадящий метод аранжировки битловских композиций использовал нидерландский композитор и теоретик музыки Луи Андриссен.
А началось всё с американской меццо-сопрано Кэти Бербериан, а вернее с её дочери Кристины. Именно она познакомила маму с записями квартета. В письмах 1966 года к Андриссену певица признавалась, что они "обе без ума от Битлз", а сама она "не может жить без своих записей их песен с "HELP!". Альбом "Revolver" она считала потрясающим, особенно отмечая "Eleanor Rigby".
По просьбе певицы композитор аранжировал четыре песни "Битлз", которые она исполнила в одной из телепередач на BBC. Песни предназначены для голоса и фортепиано и каждая имеет свою стилистику.
"Yesterday" обработано в духе Габриэля Форе.
"You've Got To Hide Your Love Away" звучит в клавесинной манере Генри Перселла.
"Michelle” имитирует стиль Мориса Равеля.
Речитативное вступление в "Ticket to Ride" вызывает ассоциации с музыкой барокко.
Слушаем три песни из четырёх.
В декабре 1966 года Бербериан записывает пластинку "Beatles Arias" с двенадцатью кавер-версиями песен группы в оперной манере. В США диск вышел под названием "Revolution" и напоминал по оформлению битловский "Revolver".
Аранжировки сделал Гай Бойер. Они получились стилистически однообразными, хотя композитор использовал разные инструментальные составы: четыре песни оркестрованы для стандартного струнного квартета, четыре для квартета и двух альтов, ещё четыре для для духового квинтета, состоящего из флейты, гобоя, английского рожка, бас-кларнета и валторны.
Альбом получил неоднозначные отзывы. Журнал "Тайм" похвалил певицу за "изящный и непосредственный вокал", но критически отозвался о "комической неадекватности в её напыщенной версии "Yellow Submarine".
Андриссен резко критиковал аранжировки Бойера, называя их "срамотой", "лишёнными чувства юмора, нетворческими и глупыми". Бербериан не публиковала свои собственные мысли об альбоме, но и никогда не исполняла аранжировки Бойера в живых концертах.
Слушаем каватиноподобную "I want to hold your hand".
Бывший муж певицы - итальянский композитор Лучано Берио также внёс свою лепту в аранжировку песен "Битлз". Причём каждая песня требовала различного сочетания инструментов. Например, “Michelle" существует в варианте для двух флейт и клавесина, а также в версии для семи духовых и струнных инструментов.
Как и Андриссен, Берио оставил мелодию и музыкальную структуру песен не тронутыми, только поменял тональности. Дополнительно он ввёл инструментальные вступления и интермедии.
Оба композитора аранжировали песни абсолютно не обращая внимания на слова, текста вообще не было в партитурах. Для Бербериан это было не принципиально.
Песни The Beatles в юмористическом исполнении чаще всего появлялись в программах концертов, которые певица называла "От Монтеверди до Битлз", где якобы давался обзор вокальных стилей разных веков, но в действительности акцент делался на эпоху барокко и музыку современных авторов: Дебюсси, Стравинского, Кейджа и Берио.
При подготовке публикации использовались материалы статьи
Kate Meehan. "Not Just a Pretty Voice: Cathy Berberian as Collaborator, Composer and Creator".
А мне осталось рассказать несмешную байку:
Известно, что Альберт Эйнштейн любил играть на скрипке и в качестве партнёров приглашал к себе великих пианистов. Однажды им стал Артур Шнабель. После неоднократных попыток сыграть сонату Моцарта пианист не выдержал:
- Альберт! Разве ты не можешь посчитать до четырёх? Раз, два, три, четыре!
Упомянутые в тексте статьи можно найти в каталоге всех публикаций канала.
Благодарю всех за лайки, интересные комментарии и репосты в социальных сетях.
При комментировании, пожалуйста, будьте вежливы!