Найти тему

Ислам в Восточной Африке: часть 3. Основные источники экстремизма и терроризма в регионе.

Страны Восточной Африки очень разные. Причины и условия деятельности исламистов в Сомали, Танзании, Уганде и Кении также различны. Чтобы понять общую ситуацию в регионе, необходимо проанализировать происходящее в Сомали, которая в начале 1990-х гг. стала главной горячей точкой в Восточной Африке. Все соседи этой страны страдают от нестабильной ситуации в этом государстве.

Могадишо, Сомали.
Могадишо, Сомали.

Радикальный и экстремистский исламизм укореняется там, где правящие режимы не в состоянии обеспечить социальную справедливость и безопасность для своих граждан, где государство распадается, а население подвергается маргинализации. Кроме того, у всех фундаменталистов есть еще одна особенность – стремление превратить основные принципы религии в абсолютную догму, не подлежащую интерпретации, которая объективно лишает идеологию и, основанную на ней, практику возможности развития, адаптации к изменяющимся условиям.

Сомали – место, где возникла самая радикальная группировка в этом регионе «Аш-Шабааб»[1].

Современная ситуация является результатом политических и социально-экономических процессов, которые начались в конце 1980-х гг. Она также определяется спецификой кланово-этнической и конфессиональной структуры сомалийского общества, которое формировались в течение нескольких веков.

Мохаммед Сиад  Ба́рре — сомалийский государственный и военный деятель, президент Сомали (Сомалийской Демократической Республики) в 1969—1991 гг.
Мохаммед Сиад Ба́рре — сомалийский государственный и военный деятель, президент Сомали (Сомалийской Демократической Республики) в 1969—1991 гг.

Первые фундаменталистские организации в Сомали появились в 1960-х гг., но в конце 1970-х гг. С.Барре запретил их деятельность, так как власти стремились монополизировать ислам, как инструмент политического влияния. Многие из их членов уехали в ОАЭ и другие страны Персидского залива, где установили полезные связи, которые впоследствии помогли наладить контакты сомалийских исламистов с их «коллегами» из других стран.

После свержения Сиада Барре в 1991 году, начался затяжной многосторонний вооруженный конфликт с вмешательством внешних сил. Единое Сомали практически прекратило свое существование, система государственного управления рухнула. Многочисленные разрозненные кланы и преступные группировки начали контролировать территорию страны, и противоречия между ними постепенно переросли в вооруженное противостояние.

Мухаммед Фарах Айдид — сомалийский военный и политический деятель, самопровозглашённый президент Сомали в 1995—1996 годах, генерал-майор сомалийской армии.
Мухаммед Фарах Айдид — сомалийский военный и политический деятель, самопровозглашённый президент Сомали в 1995—1996 годах, генерал-майор сомалийской армии.

Самая многочисленная военная группа в первой половине 1990-х гг. – «Бойцы генерала Мухаммеда Фараха Айдида» – заручилась поддержкой исламского мира, прежде всего – Усамы бен Ладена, некоторые из боевиков которого находились в то время в Сомали. Постепенно движение салафитов начало развивать свое присутствие в стране. Однако во время гражданской войны в середине 1990-х гг. появились внутренние силы с желанием объединить страну.

Это были исламские суды, которые начали контролировать системы образования и здравоохранения, создали свою собственную систему права и вооруженных сил. Они получили поддержку населения, которое устало от анархии и грабежей. Государственные власти начали формироваться вокруг исламских судов. В 1999 году они объединились в Союз исламских судов – ICU. Несмотря на насильственные меры, которые применялись Союзом для наведения порядка в стране и осуществления законов шариата, организация стала активной структурой, которая получила поддержку населения, потому что эффективно боролась с преступниками, наркоторговцами и пиратами.

Политическая карта Сомали на 23 декабря 2006: тёмно-зелёным обозначена территория Союза исламских судов во время максимальной экспансии
Политическая карта Сомали на 23 декабря 2006: тёмно-зелёным обозначена территория Союза исламских судов во время максимальной экспансии

К 2000 году ICU стал ведущей силой в стране, и в июне 2006 года он смог установить контроль над всей территорией Могадишо и сохранял его до 28 декабря 2006 года. Это было свидетельством великой мощи этой организации, так как на протяжении почти 20 лет не было никого, кто мог бы полностью контролировать столицу Сомали. Исламские страны, прежде всего государства Персидского залива, оказывали помощь государству. Военная поддержка передавалась главным образом через Эритрею. Кроме того, они получали помощь от Ирана, Египта, Ливии и Сирии. Однако не все оценили такую силу и авторитет ICU. В 2006 году, Федеральное правительство переходного периода (созданное в 2004 году) в союзе с Альянсом за восстановление мира и борьбу с терроризмом (ARCPT) (военноначальники Могадишо, симпатизировавшие США), при поддержке эфиопской армии, свергло ICU. Попытка исламских радикалов (но не экстремистов) сохранить власть не увенчалась успехом. Однако исламистское движение в Сомали не было ликвидировано, наоборот. После реорганизации оно вступило в конфронтацию.

Политическая карта Сомали на 2 января 2007: тёмно-зелёным обозначена территория Союза исламских судов — маленький район на юге страны.
Политическая карта Сомали на 2 января 2007: тёмно-зелёным обозначена территория Союза исламских судов — маленький район на юге страны.

В 2003-2004 гг. сформировалась организация Харакят Аш-Шабааб аль-Муджахидин[2]. Как уже упоминалось, ICU имел активные контакты с исламскими странами, и в 1990-х арабские проповедники начали приезжать в Сомали и создали группы салафитов с целью «очищения» ислама, в основном от суфизма. Одной из них была «аль-Иттихад аль-Ислами»[3] (AIAI). По мнению экспертов, она имела отношение к Усаме бен Ладену и Аль-Каиде. Члены молодежного крыла AIAI с некоторыми военноначальниками ICU заложили основу «Аш-Шабааб». Его возглавил шейх Ахмед Абди Годане (Мухтар Абу Зубаир). С самого начала своей деятельности организация вступила в тесное сотрудничество с международными фундаменталистскими организациями и получила финансовую и военную поддержку со стороны Эритреи, Йемена, Египта и стран Персидского залива.

К середине 2010 года вооруженные силы Аш-Шабааб контролировали почти половину Сомали. В декабре 2010 года она объединилась с другой сомалийской группировкой «Хизб аль-Ислам»[4] и начала контролировать южную и центральную части страны.

Территориальные приобретения аш-Шабааб с 31 января 2009 года до декабря 2010.
Территориальные приобретения аш-Шабааб с 31 января 2009 года до декабря 2010.

Идеология «Аш-Шабааб» после 2012 года (после присоединения к «Аль-Каиде») основана на принципах салафизма и близка к теоретическим идеям основателей «мусульманского братства». Объявлено, что Коран и Сунна являются единственными источниками законов, ценностей, стереотипов поведения. Верующие должны отказаться от нововведений, в том числе от традиционной мусульманской теологии, часто искажающей смысл Корана, и вернуться к первоисточнику – «Слову Аллаха». По их мнению, многие современные исламские государства нельзя считать исламскими, потому что они остаются в «джахилийях» (невежестве). Единственный способ привести их к «чистому исламу» - это передать власть «чистым мусульманам». Поскольку власти не пойдут на это по доброй воле, власть должна быть захвачена в результате джихада. Тем самым лидеры «Аш-Шабааб» заявили, что их цель – освободить страну от неверных и иностранцев, создать чистое исламское государство и общество на основе законов шариата, распространить ислам на территории Африканского Рога и за его пределами. Настоящий моджахед должен порвать с «джахилийями»: забыть о родных, патриотизме, национализме, индивидуальности. Тем самым, до установления мира и шариата в стране, моджахеды должны продолжать совершать джихад – бороться с джахилийя в нем, а затем с врагами ислама в Сомали и за ее пределами.

В результате, на оккупированных территориях были сформированы новые власти – исламский вилайят. Основным источником дохода в вилайятах становится сельское хозяйство. До 2012 года порт Кисмайо был центром торговли, откуда уголь экспортировался в арабские государства, а сахар – в Кению. Власти собирали налоги, закят[5] и пожертвования от арабских государств и сомалийцев, проживающих за границей. До 2012 года годовой доход «Аш-Шабааб» оценивался в 70-100 млн долларов США. Однако в 2011-2012 гг. исламисты столкнулись с финансовыми трудностями, поскольку правительственные силы начали контролировать Кисмайо и другие территории. В результате они начали искать новые источники финансовой поддержки, включая доходы от деятельности сомалийских пиратов.

-7

Основными источниками численного пополнения организации являются сомалийская молодежь и иностранные боевики. В Сомали пропаганда исламистов, прежде всего, направлена на неграмотную и безработную молодежь, и, зачастую, несовершеннолетних подростков, у которых нет перспектив на будущее, но есть горячее желание изменить несправедливый мир и получить много денег. Исламисты активно используют средства массовой информации, в основном радио, а также Интернет, для публикации агитационных материалов на арабском, английском, сомалийском и суахили. До изгнания из Могадишо в 2011 году «Аш-Шабааб» контролировала местное телевидение.

Еще одним источником пополнения группы являются иностранные добровольцы, которые играют решающую роль в подготовке и организации ополченцев. Они вступают в «Аш-Шабааб» как из соседних стран (Кения, Судан), так и из стран Персидского залива, Ирака, Афганистана, Пакистана и Йемена. Репатриантами из Йемена часто являются сомалийцы, которые иммигрировали туда в поисках лучшей жизни, но попали там под влияние «Аль-Каиды». После психологических и боевых учений они возвращаются в Сомали, чтобы присоединиться к джихаду. Некоторые сомалийцы, приехавшие на родину из западных стран, также присоединились к «Аш-Шабааб».

«Аш-Шабааб» не является внутренне сплоченной организацией. Она разделена на фракции согласно племенным и идеологическим принципам. Это разделение усилилось в 2012 году. Принадлежность к определенному клану играет большую роль в Сомали. Несмотря на то, что лидеры «Аш-Шабааб» провозглашают принцип единства мусульманской уммы[6], большинство ее ячеек формируются на основе этнической принадлежности. Эксперты утверждают, что большинство боевых формирований организации состоят из представителей кланов из Союза Раханвейна (Дигил и Мирифл) – около 30%. В то же время на территории, контролируемой «Аш-Шабааб», представители Раханвейна немногочисленны. Таким образом, высокая доля представителей Раханвейна в рядах этой организации позволила клановому союзу поднять своей статус, достичь власти и обеспечить приток средств. Кланы используют эту организацию как инструмент усиления своего влияния на подконтрольных им территориях. Также в организации широко представлены клановые объединения Дарод и Хавийе – около 20%, в меньше степени Дир – до 12%.

В то же время сама «Аш-Шабааб» учитывает и использует межклановое соперничество, направляя его против правительства и внешних сил. В 2011 году командование стало включать в состав вооруженных групп уважаемых старейшин племен, которые ведут за собой своих соплеменников.

Трансформация из радикальной организации в террористическую.

-8

В течение существования «Аш-Шабааб» ее тактика претерпела изменения: из радикальной организации она превратилась в террористическую. Эти изменения были вызваны сменой влияния в стране.

Осенью 2011 года была проведена военная операция, в которой приняли участие несколько сил: войска Кении, Эфиопии, переходное правительство Сомали, миротворцы Африканского союза, флот Франции и США. Их успех привел к освобождению столицы Могадишо от боевиков и сокращению территорий, контролируемых «Аш-Шабааб». Это заставило исламистов в 2012 году отказаться от прямых военных действий и перейти к тактике партизанской войны и террористических актов. Так начался процесс превращения в террористическую организацию.

Одновременно со сменой тактики организация перегруппировала свои силы. На контролируемых южных территориях они развернули широкую мобилизационную кампанию для всеобщего участия населения в «джихаде», усилили диверсионную деятельность в приграничных районах и стали более активно использовать средства массовой информации. Однако потери привели к ухудшению их экономического и финансового положения. Чтобы поднять боевой дух, повысить престиж в глазах сторонников, получить дополнительную поддержку из-за рубежа и вывести ее на международный уровень в 2012 году, лидер организации шейх Годане официально объявил о присоединении к «Аль-Каиде». Еще в 2009 и 2010 гг. Годане заявил о поддержку международного джихада Аль-Каиды и намерении присоединиться к нему.

Однако не все лидеры «Аш-Шабааб» согласились с такой транснациональной политикой, что привело к расколу организации. Некоторые лидеры «Аш-Шабааб» (например, Х.Авейс, бывший лидер «Хизб аль-Ислам», шейх М.Роуб из клана Раханвейн) выступали за деятельность организации в пределах границ Сомали, другие настаивали на необходимости расширения сферы действий. Сторонники интернационализации победили.

Кроме того, «Аш-Шабааб» установила тесные контакты с филиалами «Аль-Каиды» в Йемене и Северной Африке и с исламистской группировкой «Боко Харам» в Нигерии. Их боевики проводят совместные учения, разрабатывают тактику терроризма, организуют финансирование своих операций.

В 2013 году правительственные войска Сомали, при поддержке африканских миротворцев (AFRICOM, куда входили кенийцы, угандийцы и др.), вновь начали успешное наступление на позиции боевиков на юге Сомали. Это заставило исламистов «Аш-Шабааб» еще больше сконцентрироваться на совершении отдельных террористических актов. Организация неоднократно брала на себя ответственность за многочисленные бомбардировки в Сомали и других африканских странах (прежде всего тех, кто ввел войска на ее территорию – в Кении, Уганде).

Террористическая деятельность «Аш-Шабааб» вынудила в 2014 году правительственные войска Сомали начать новую операцию, под названием «Индийский океан». 1 сентября, в результате ракетного удара, погиб глава «Аш-Шабааб» Шейх Годане. Новым лидером был избран Абу Убейд Ахмед Омар.

В 2015-2016 гг. «Аш-Шабааб» нашла поддержку среди иностранных боевиков из государств Восточной Африки, особенно кенийских мусульман и сомалийских беженцев в Кении. Привлечение граждан соседних стран с Сомали стала приоритетом организации.

Этой задаче способствует тот факт, что большое количество сомалийцев проживает за пределами страны. Только в Кении проживает около 1 млн. сомалийцев. Таким образом «Аш-Шабааб» смог собрать силы для дальнейшей войны в Сомали, а также для повышения активности в Кении. По мере вывода эфиопских войск из Сомали в 2016 году, организация усилилась и даже частично вернула утраченные территории. В октябре 2016 года она оккупировала города в провинциях Хиран и Баколь.

Источник: kommersant.ru
Источник: kommersant.ru

По данным The Telegraph, в 2015 году боевики ИГИЛ отправили видеоклипы членам «Аш-Шабааб» в призывом вступить в организацию. Однако, если нигерийская экстремистская организация «Боко Харам» выразила желание сотрудничать, «Аш-Шабааб» по-прежнему «не хочет отделяться от «Аль-Каиды», поскольку считают, что альянс с ИГИЛ отвлечет их от истинных целей.

К настоящему времени ослабление позиции «Аш-Шабааб» и критика его деятельности в Сомали основаны на:

1) Обвинении в терроризме;

2) Объединенном наступлении противников и вытеснении с территорий, что приводит к экономическим и финансовым трудностям;

3) Внутренних противоречиях, связанных с клановыми различиями, а также идеологических разногласиях с противниками интернационализации своей деятельности и слияния с «Аль-Каидой»;

4) Протестах населения, особенно крестьян, возмущенных увеличением пошлин и запретом на деятельность органов ООН, включая Мировую продовольственную программу (ПРООН), и большинства западных гуманитарных организация в контексте растущего голода в провинциях на юге страны;

5) Слишком строгих штрафах за нарушение правил;

6) Смерти лидера организации шейхе Годане.

Тем не менее, можно указать причины сохранения влияния «Аш-Шабааб» и сложности борьбы с боевиками. Люди поддерживают их по разным причинам. В связи с существующими социально-экономическими проблемами, неравным распределением доходов, обнищанием населения, безработицей и т.д., их основной социальной поддержкой является неграмотная молодежь, которая воспринимает организацию как защитника традиционных ценностей ислама и истинного порядка. В сомалийском регионе, освобожденном от «Аш-Шабааб», федеральное правительство не смогло обеспечить полноценное функционирование социально-экономической инфраструктуры. В государственных структурах наблюдается высокий уровень коррупции, международная помощь часто не достигает простых граждан, что вызывает рост недовольства среди населения. Лидеры сомалийских кланов, чьи вооруженные формирования и поддержка внесли решающий вклад в победу над «Аш-Шабааб», были недовольны тем, что их не назначили лидерами регионов, свободных от экстремистов.

Многочисленные сомалийцы в соседних странах Восточной Африки создают идеальную базу для подрывной деятельности организации. Несмотря на все усилия по борьбе с «Аш-Шабааб», мировое сообщество, признанные власти Сомали и страны Африканского союза, не могут решить эту проблему. ООН не спешит распространять свой миротворческий мандат и в одиночку противостоять исламистам. Кроме того, население, в силу своего менталитета, выступает против присутствия каких-либо иностранных войск на своей территории.

Таким образом, можно сказать, что «Аш-Шабааб» по-прежнему является влиятельной и эффективной силой и контролирует ряд южных районов Сомали.

-10

В докладе Госдепартамента США о терроризме за 2019 год говорится, что "Аш-Шабааб" финансируется за счет незаконного производства и экспорта древесного угля, налогообложения местного населения и предприятий, а также денежных переводов из сомалийской диаспоры.

""Аш-Шабааб" сохранила верность "Аль-Каиде", по-прежнему стремясь ограничить влияние и охват базирующихся на севере Сомали группировок, связанных с ИГИЛ, ответственных за местные взрывы террористов-смертников и другие нападения на сомалийские силы безопасности в Могадишо" - говорится в докладе.

[1] «Аш-Шабааб» в переводе с арабского языка означает «Молодежь».

[2] «Харакят Аш-Шабааб аль-Муджахидин» в переводе с арабского языка означает «Молодежное движение моджахедов» (участников джихада, букв.перевод «борец»).

[3] «аль-Иттихад аль-Ислами» в переводе с арабского языка означает «исламское единство».

[4] «Хизб аль-Ислам» в переводе с арабского языка «Исламская партия».

[5] Закят – один из пяти столпов ислама, обязательный ежегодный налог (милостыня) в исламском праве, выплачиваемый с различного вида доходов и имущества в пользу нуждающихся единоверцев. Согласно шариату, его выплата означает, что полученные доходы и нажитое богатство не являются греховными.

[6] Умма – мусульманская религиозная община.

Читайте также:

Ислам в Восточной Африке: часть 1. Когда эта религия появилась в регионе?

Ислам в Восточной Африке: часть 2. Особенно ислама в этом регионе.

Ислам в Восточной Африке: часть 4. Самые известные террористические атаки.