Всем привет! На днях я задумался над тем, как наши соотечественники реагируют на лозунг #BlackLivesMatter и в большинстве своем вижу исключительно негативную точку зрения. Почему? В первую очередь это связано с тем, что на территории нашей страны чернокожие люди не проживают, понять это можно только в том случае, если провести некие аналогии с жителями нашей страны другого цвета кожи или акцента. Но даже так уровень пренебрежения к чернокожим в США все равно выше, чем у нас уровень пренебрежение, например, к жителям Средней Азии (я привожу это как пример, потому что такая проблема существует и есть люди, которые называют трудовых мигрантов «чурками». Это неправильно!).
Разберемся по существу. Лозунг #ЖизниЧерныхВажны отсылает нас к интернациональному движению за борьбу против насилия и дискриминации чернокожего населения США. Хэштег как и движение зародились в 2012-ом году после убийства Трэйвона Мартина. Цимес ситуации в том, что убийца не был полицейским, он был членом «соседского дозора», на наши деньги – ополченец с оружием, следящий за порядком на улицах. Начались демонстрации, митинги, акции протеста. Само по себе дело было мутным, убийцу, Джорджа Циммермана, выпустили под залог, который он собрал с помощью пожертвований, а через год, из-за массовых волнений, снова взяли под стражу и судили, суд присяжных вынес оправдательный приговор, что снова вызвало очередную волну акций протеста.
Позже были еще резонансные убийства, которые вызывали волны протестов, но это не так важно в рамках данной заметки. Важнее другое – на протяжении всех восьми лет лозунг #BlackLivesMatter присутствовал везде. У движения не было четкой иерархии, структуры или программы, была идея и появился сайт, который аккумулировал в себя все новое, что происходило и было связано с проблемами чернокожего населения. То, что происходит прямо сейчас в США – прямое следствие того, что зародилось в 2012-ом году, здесь нет «вау, откуда». Все взаимосвязано и одно проистекает из другого.
Важно другое – существует проблема дискриминации чернокожих людей или нет? Обратимся к статистике и истории, потому как нет явления, которое не имело бы корней. Афроамериканцы - это потомки африканцев, которых вывозили оттуда в рамках «атлантического треугольника» или «треугольная торговля». Завязана она была на трех точках: Европе, Африке и Америках (Северной и Южной). Европейские торговые флотилии выходили (потому что корабли – ходят!) из портов, шли в Африку, Гвинейский залив, где приобретали рабов по крайне низким ценам, отправлялись в колонии в Америке, продавали рабов, покупали товары, произведенные рабами и местными колонистами (табак, сахар, кофе, какао, индиго, картофель) и плыли обратно в Европу. Получался треугольник с тремя вершинами, отсюда и название. При этом важно помнить, что рабами набивали трюмы под завязку, стремясь получить как можно больше прибыль, а значит, смертность возрастала в разы. И такое продолжалось не десяток лет, а несколько веков, вплоть до сер. XIX-го века.
Рабы выражали свой протест, как могли, но без поддержки со стороны правящего класса и государства сделать ничего не могли. Но даже после отмены рабства в последней крупной экономике Нового Света – США, сперва в конце 1862-го года, а потом окончательно после Гражданской войны, положение чернокожего населения не улучшилось. Потому что именно с этого момента начинается другая история – сегрегация. Так сложилось, что, отменяя рабство, правительство США не наделяло чернокожих равными правами с белыми, а создавало внутри американского общества дублирующие органы для них. Отдельные школы, отдельные столовые, бары и прочее. В этом плане чернокожие не были кем-то уникальными, правительство пошло по самому простому и уже проторенному пути. «Дорога слез», этническая чистка пяти цивилизованных индейских племен, которая была осуществлена в 1830-ых гг., возможно, стала примером. Резервации для индейцев, сегрегация чернокожих и японцев (в нач. XX-го века и во время Второй Мировой войны), все это имело место быть в американской истории, этого не отнять.
Сегрегация была отменена в 70-80-ых гг. XX-го века под влиянием многочисленных протестов. Но это формально. По своей сути она продолжается до сих пор. До сих пор существуют «кварталы для черных», до сих пор есть предвзятое отношение к чернокожим людям, тем более, как я уже говорил, «дыма без огня не бывает», как и движение за права чернокожих не может появиться на пустом месте. Произошла эта отмена, а точнее, ослабление сегрегации, под действием политики «теории салата».
В XX-ом веке, когда формировалась единая американская нация, существовала теория «плавильного котла». Это когда формирование национальной идентичности завязано на смешении, «плавлении» всех народов, участвующих в этом процессе, в нечто единое, при этом происходит как культурное, так и биологическое смешение. Однако, данная политика в реальности столкнулась с большим количеством проблем. Естественно, о чем может идти речь, если вы одной рукой говорите про сплавление народов, а другой запрещаете черным появляться в бассейнах для белых. Поэтому, эту политику свернули и появилась другая – «теория салата». Лучше всего ее описала Джейн Эллиот, американская активистка, - «нам не нужен «плавильный котел» в этой стране, друзья. Нам нужна «салатница», в которую мы сможем положить листья салата, огурцы, лук и зеленый перец, будучи уверенными, что каждый ингредиент сможет сохранить свою идентичность. Мы должны принимать во внимание и сохранять существующие различия». Т.е. был совершен переход от политики культурного смешивания к политике «мультикультурализма», а «салатница» стала переходным этапом.
Мультикультурализм стал ещё одним этапом на этой линии культурной политики США. Ее расцвет пришелся на девяностые и нулевые, и опыт был довольно успешным. Это привело к интересным последствиям. На данный момент выросло целое поколение людей, которые росли в достаточно тепличных условиях, росли на гуманистических посылах через кино, мультфильмы и воспитание в школах. Когда они доросли до взрослых, то оказалось, что люди обзываются, что есть в том числе и реальные огрызки от угнетения меньшинств, инвалидов, рас, и эти люди достаточно инфантильные и не могут стерпеть такого поворота событий. И вместо борьбы с причинами начинают бороться со следствиями. Но это уже другая тема.
Афроамериканцы составляют около 15% от населения США. В основном они живут на юго-востоке США, как раз там, куда их предков завозили для использования в качестве дешевой рабочей силы. 42 миллиона человек это приличная цифра, но учитывая вышесказанное, поднимается вопрос – существует ли проблема чернокожих людей и дискриминация по расовому признаку, или нет? Я со всей ответственностью могу заявить, что да, проблема существует, и все, что мы слышим про нее – правда. По всем основным экономическим показателям и показателям здравоохранения чернокожие люди находятся на несколько ступеней ниже, чем белые. Поэтому движение #BlackLivesMatter имеет под собой вполне обоснованные, объективные причины, а поддерживающие их белые делают это, потому что им со школьной скамьи объясняли, что нельзя говорить про человека плохо только потому, что он «чертов ни**ер». Эти люди сталкиваются в реальности с несправедливостью и социальной жестокостью по отношению к чернокожим, но выясняется, что сделать они ничего не могут, потому что вся система направлена на то, чтобы ситуация не менялась. В таком случае остается только одно – протесты. А на фоне экономического ухудшения жизни большинства граждан США из-за коронавирусной инфекции, эти протесты приобрели такой масштаб и размах.
Но проблема находится не в той плоскости. Люди привыкли бороться со следствием, а не с причиной проблемы. Это проще и удобнее, чем анализировать и пытаться что-то понять. Корень проблемы не в цвете кожи, не в репрезентации, а в том, что эти люди живут в резервациях, «гетто», откуда нет выхода изначально. Нет денег на образование – вы не получите его. А без образования в США нет работы. Нет денег на страховку – вы умрете без медицинской помощи. И так далее, и тому подобное. Вы изначально в худших условиях, и все, что вам остается - жить на пособие (если оно вообще будет доступно вам), объединяться в банды, заниматься криминалом. Есть другой выход? А его нет. Либо преступность, либо низкооплачиваемый труд. И то и другое влечет за собой низкий уровень культуры. Отсюда высокий уровень преступности среди чернокожих. Не потому, что они «черные», а потому что их изначально поставили в гораздо худшее положение для старта и с этим ничего никто не собирается делать. Десятки лет этих людей вбивали в грязь и заставляли в ней жить. Сегрегация, раздельные душевые, даже фонтанчики для воды! Все это накладывает на людей отпечаток, который может передаваться через воспитание следующим поколениям. А криминализация группы людей приводит к накладыванию ярлыков на всех представителей это группы. Отсюда пренебрежительное отношение. И даже обратные примеры не смогут переломить ситуации. Появляется своя «культура», внутри большей американской культуры, появляются кварталы «для черных», куда не заезжают полицейские. И многое другое. И все это будет продолжаться ровно до тех пор, пока не изменится экономическая ситуация для этих людей.
С английского языка «matter» можно перевести как «важны», но куда ближе к значению этого слова «имеют значение». Я считаю, что «жизни черных имеют значение» намного лучше передает суть того, что происходит в США. Жизни этих людей не просто важны, они имеют значение для них самих и всего общества. Иначе вся гуманистическая риторика, которую закладывали в головы молодым американцам в детстве, для них самих не будет иметь значения. И это действительно так. Жизни всех людей имеют значение, независимо от их пола, цвета кожи, возраста или чего-то еще. В таком случае даже меняется отношение к лозунгу, согласитесь. Но до тех пор, пока борьба будет вестись со следствием, а не с причинами, которые порождают эти процессы, ни сегрегация, ни борьба за права афроамериканцев, ничего не будет окончено, потому что борьба со следствиями – это вечная война.
Спасибо за прочтение. Понравилась статья? Не забудь поставить лайк и подписаться! Тебе легко, а нам приятно.