Из-за коронавируса владельцам независимых книжных магазинов пришлось освоить онлайн и конкурировать с гигантами интернет-торговли. Редакция «Своего дела» пообщалась с предпринимателями и выяснила, за счёт чего они выигрывают у Wildberries и Ozon, почему проводить акции в интернет-магазине или соцсетях нужно ежедневно и зачем расширять бизнес во время кризиса
Книга в мешке
«В Краснодаре был жёсткий карантин — нам запрещали выходить. Я успела увезти 40 коробок с книгами домой за день до начала самоизоляции. Курьеры приходили ежедневно [чтобы отвезти заказы покупателям]», — рассказала основательница краснодарского книжного магазина «Чарли» Анна Кадикова. В 2019 году средняя выручка магазина составляла 180 тысяч рублей в месяц.
На карантине девушка ввела новую услугу — «Чарли в мешке». Она предложила подписчикам группы магазина во «Вконтакте» заполнить анкету: рассказать о любимом жанре или проблеме, которую хотелось бы решить с помощью литературы. В ответ Анна составляла индивидуальную подборку.
Отписываюсь: какие ошибки допускают владельцы сервисов по подписке
За апрель Кадикова отправила 100 посылок клиентам из более 20 российских городов. «Оказалось, что на нас подписаны люди со всей России, вплоть до Магадана. Они радовались, что наконец-то могут заказать у нас книги», — поделилась предпринимательница.
Благодаря новой услуге в апреле она заработала на 20–30 тысяч рублей больше, чем за предшествующий карантину февраль. В мае, по словам Кадиковой, выручка оказалась традиционно низкой из-за праздников. Точных цифр она не раскрывает.
3,6 миллиарда ₽
убытки книжных за март-апрель
2,3 миллиарда ₽
убытки издательств за март-апрель
Источник: данные Российского книжного союза
«Чарли» сотрудничает с 30 независимыми издательствами. Во время режима самоизоляции в поставках произошли перебои. Предпринимательница объясняет это тем, что сотрудники издательства не могли добраться до складов, так как помещения были закрыты из-за пандемии.
Проблемы с поставками не сказались на работе магазина. Благодаря услуге «Чарли в мешке» Анна распродавала запасы. Кроме того, большинство поставщиков отдаёт книги под реализацию, поэтому Кадикова рассчитывается с ними только после продажи книг. На время пандемии девушка приостановила сотрудничество с контрагентами, которые работают по предоплате. «Мне было страшно рисковать. Одна партия обходится в среднем в 20–30 тысяч рублей, что немало для магазина с оборотом в 180 тысяч рублей. Я не знала, откроемся ли мы после карантина, вернутся ли покупатели», — пояснила предпринимательница.
на 70 %
упали продажи книг в марте
на 95 %
упали продажи книг в апреле
Источник: данные Российского книжного союза
С 23 мая магазин работает в обычном режиме. Но прогнозировать, когда удастся вернуться к прежним показателям по выручке, предпринимательница пока не может. Этот срок будет зависеть от покупательской способности клиентов и политики издательств. Кадикова допускает, что партнёры проиндексируют цены на оптовые закупки.
В апрельском интервью «Известиям» президент издательской группы «Эксмо-АСТ» Олег Новиков уверял, что представители рынка не будут поднимать цены, если не подорожает бумага. В противном случае рост может составить 15 %. «Проблема в том, что поставщики не взаимозаменяемые, то есть представляют эксклюзивные книги. Если цены поднимутся, нам придётся либо отказаться от целого сегмента в магазине, либо пересчитать рентабельность», — отметила Кадикова.
Конкуренция с гигантами
«Независимый магазин отличается от сетевого так же, как дружественный паб в соседнем доме от фуд-корта в торговом молле. В таком месте нет массового продукта, здесь практикуют индивидуальный подход к клиентам», — считает основатель сети книжных «Пиотровский» Михаил Мальцев. В 2019 году средняя выручка в пермском магазине составляла 650 тысяч рублей в месяц. В екатеринбургском, расположенном на территории Ельцин-центра, — более 2,6 миллиона рублей. На время карантина предпринимателю пришлось закрыть обе точки и перейти на онлайн-торговлю. За три месяца её доля в общем объёме продаж выросла с 7 до 30 %.
Книги из пермского магазина ещё до карантина продавали через группу во «Вконтакте». «Этот канал продаж мы не развивали. Запустили, чтобы хоть что-то делать в сети. Но в кризис он нас серьёзно выручил. Мы предложили покупателям консультации продавца по телефону, а также курьерскую доставку», — рассказал Мальцев.
Дополнительно увеличить продажи поможет комфортный способ оплаты. Часто пользователь добавляет книги в корзину, но не совершает покупку. Нужно искать карту и вводить реквизиты, а также код подтверждения. Всё это требует усилий, а клиент уже привык платить, используя только смартфон. Решить проблему поможет Sber Рay — с ним покупка в интернет-магазине становится в разы проще и быстрее: кнопка «Оплатить» открывает мобильное приложение Сбербанк Онлайн, а оплату достаточно подтвердить одним нажатием.
Точка роста: как продавать свой товар на маркетплейсах
Свой интернет-магазин во время карантина запустила и точка в Екатеринбурге. Сайт разработала местная студия. Но чтобы как можно скорее начать продажи, предпринимателю пришлось запустить «черновую версию». Дизайн доработают после того, как магазин вернётся к докарантинной выручке.
Мальцев указывает на то, что интернет-магазинам приходится конкурировать с крупными онлайн-площадками вроде Ozon. По его словам, люди предпочитают сразу приобретать все необходимые товары: заказывать на одной платформе и книги, и косметику, и продукты. Но независимый книжный выигрывает за счёт авторских подборок, навигации, которая учитывает индивидуальные вкусы пользователя.
«Сотрудники, как художественные кураторы, отбирают работы, а затем определённым образом размещают их, словно в музейном пространстве. На крупных онлайн-площадках такого не делают», — объясняет предприниматель.
23 %
доля онлайн-продаж в индустрии
600 миллионов ₽
выручка книжных интернет-магазинов за весну
Источник: данные РКС
Другое конкурентное преимущество «Пиотровского» — ассортимент. Компания сотрудничает с небольшими независимыми издательствами — Ad Marginem, издательством при Высшей школе экономики и др. Благодаря этому, по словам Мальцева, 70 % ассортимента не повторяется в подборках других пермских книжных.
Ритм онлайна
«В нашем городе в магазинах стали предлагать меньше новинок. Уже закрылась „Республика“. Несмотря на падение спроса, мы ожидаем, что часть людей всё-таки перейдёт к нам за сервисом и человеческим отношением», — говорит основатель петербургского магазина «Подписные издания» Михаил Иванов. В магазине предлагают книги средних и небольших издательств. Наибольшей популярностью среди покупателей пользуются культурологические работы и нон-фикшен. Выручка за 2019 год составила 165 миллионов рублей.
До карантина продажи в «Подписных изданиях» росли. В середине марта они упали на 15–20 %, до уровня 2019 года. С 27 марта, когда предприниматель временно закрыл магазин, они сократились до нуля. Чтобы компенсировать потери, команда переориентировалась на работу в онлайне. Доля интернет-продаж за три месяца выросла с 7 до 30 %. Это позволило компании расплачиваться с поставщиками книг и сувенирной продукции. В апреле выручка «Подписных изданий» составила четыре миллиона рублей (на 45 % ниже показателей марта), а в мае — 6,5 миллиона рублей (на 10 % ниже показателей марта).
Как отмечает Иванов, команда легко перешла в онлайн, поскольку наладила доставку через курьерскую службу PickPoint в прошлом году. «Было бы тяжелее, если бы пришлось запускать услугу в кризис. Нагрузка у курьерских компаний возросла, и организация отняла бы больше времени», — добавил предприниматель.
Чтобы привлечь клиентов на сайт, команда ввела почтовые рассылки с обзорами книг. Ежедневно проводятся акции, онлайн-презентации новинок. О коллаборациях договорились с блогерами, художниками и авторами.
«Онлайн-продажи учат ритму. Если в офлайн-магазине достаточно проводить по мероприятию в месяц, то в интернете активность должна быть постоянной. Не придумал конкурс, акцию — ничего не продал. Как только активность на сайте снижается, посещаемость падает»,
— уверяет Михаил
Ассортимент, по утверждению предпринимателя, практически не изменился. По словам Иванова, некоторые книги пропали с рынка, так как несколько московских издательств временно прекратили работу.
Несмотря на кризис, к осени предприниматель планирует увеличить площадь магазина до 550 квадратных метров. Это позволит создать комфортное пространство для клиентов: летом, в туристический сезон, магазин площадью 149 квадратных метров посещает по тысяче человек в день.
Верный путь: как выбрать способ дистрибуции товара в онлайне
Переговоры об аренде дополнительной площади Иванов начал ещё в прошлом году. На август 2020-го он запланировал ремонт. Но из-за кризиса арендатор пространства на втором этаже съехал раньше намеченного — в апреле, и сроки перенесли на июнь. К началу июля предприниматель потратил три миллиона рублей из личных накоплений. Чтобы запустить обновлённый магазин к осени, по подсчётам Иванова, потребуется ещё 20 миллионов рублей. Средства Михаил планирует взять в кредит.
Офлайн-продажи уже возобновились. Но их уровень сложно спрогнозировать — многие жители остаются дома. К тому же из-за пандемии в городе мало туристов. Прошлым летом выручка достигала 400–500 тысяч рублей в день. Около трети приносили продажи туристам из других российских городов. К концу года Иванов надеется выйти на выручку в 120 миллионов рублей с учётом кризисных падений. Как это скажется на бизнесе, он пока не понимает. На восстановление всего книжного рынка, по его прогнозам, уйдёт от полутора до двух лет.