Найти тему
Тонкая штучка

Владимир Бортко: предал или помудрел?

Может ли конформист быть большим художником? Должно ли, ради того, чтобы твое произведение увидел зритель, идти на компромисс? Какие сложные вопросы. И каждый художник, рано или поздно, ищет на них ответ.

Вот и Владимир Бортко, наш увенчанный лаврами режиссер, ответы на эти вопросы искал и нашел. Он выбрал систему и пожертвовал искусством. В своё время, он очень талантливо и откровенновы сказался на эту тему в фильме "Единожды солгав" (1987 год). И, кажется, этим же фильмом дал себе слово быть художников, а не функционером, но... не сложилось.

Кадр из фильма "Единожды солгав"
Кадр из фильма "Единожды солгав"

Как сам Бортко говорил, его путь в творчестве начинался с "нужников". То бишь с бездарных фильмов на производственную тему. Вымостив себе путь в искусство, в 1984 году режиссер создал несколько очень и очень неплохих картин, а именно сатирическую "Блондинку за углом" с Андреем Мироновым и детский фильм "Без семьи", снятый по мотивом прекрасной одноименной детской книжки французского писателя Гектора Мало.

Но и тут, в той же "Блондинке...", пришлось по требованиям цензуры вырезать 20 минут экранного времени и заменить их "шансонетками" в великолепном исполнении Миронова. И, нет, "шансонетки" - это не мое слово, это сам Бортко так назвал эти песни. Опять - уступка цензуре.

Кадр из фильма "Блондинка за углом". В главных ролях: Андрей Миронов и Татьяна Догпилева
Кадр из фильма "Блондинка за углом". В главных ролях: Андрей Миронов и Татьяна Догпилева

Вот вы скажете: но это же ради того, чтобы фильм дошел до зрителя! Да я не спорю. Я бы и сама сделала также, скорее всего. Но вот режиссер Алексей Герман так бы поступить не мог. И Андрей Тарковский так не поступал. Они говорили: "или всё, или ничего". И тем они напоминают художника-нонкорнормиста Стаса из ""Единожды солгав"... Кстати, посмотрите этот фильм - он стоит этого.

Тот самый Стас-нонконформист. Актер Ю. Кузнецов
Тот самый Стас-нонконформист. Актер Ю. Кузнецов

Конечно, гениальным было "Собачье сердце" 1988 года. Но в основе его лежала жгучая ненависть режиссера к советской власти, он сам в этом признавался в своих интервью. Но растет ли искусство на почве ненависти? Дальнейшие работы режиссера, по моему мнению, достойны только критического разбора. Я писала об этом на моем канале.

Ныне Владимир Бортко депутат и кандидат, который говорит примерно следующее:

В феврале 2013 года в интервью газете «Аргументы и факты» Бортко назвал Сталина «пожалуй, самой оболганной личностью во всём XX веке» . И тогда же заявил: «Поверьте мне: человечество в итоге придёт к социализму. Или умрёт!»

Безусловно, человек может в течении жизни пересмотреть свои принципы. Но так откровенно и бездарно бичевать сталинизм в "Мастере и Маргарите", ненавидеть советскую власть в "Собачьем сердце", а потом объясняться в любви к тому, что проклинал так недавно... Конформизм? беспринципность? Или это называется "я приобрел опыт и поумнел?"

Владимир Бортко - лицо усталого мэтра
Владимир Бортко - лицо усталого мэтра

Безусловно, человек имеет право мыслить, как он хочет. Но если этот человек претендует на то, чтобы диктовать образ мышления массам (а Бортко на это претендует), то он должен быть более разборчив и принципиален.

Если вам понравилось, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал. А фильм "Единожды солгав" посмотрите. Ссылка на него внизу.

Читайте также:

Фильм «Мастер и Маргарита». Легко ли сытым играть голодных?

"Собачье сердце" Бортко и первоклассный деляга профессор Преображенский