Найти тему
Культурные коды

Современники. ЛЕОНАРДО и БЕРГОНЬОНЕ.

Леонардо,                                                                             Бергоньоне
Леонардо, Бергоньоне

Италия остаётся страной, подарившей миру самое большое число настоя-щих профессиональных художников. В этом можно не сомневаться по то-му факту, что именно туда во все века съезжались со всех стран Европы для обучения рисунку, живописи и скульптуре. Итальянская школа была матерью русского классического искусства, принимающая в своих стенах будущих художников, зодчих и ваятелей.

Можно потратить массу времени на классификацию одних только итальян
ских художников, большую часть которых мы не знаем, поскольку не-безызвестный Вазари рассматривал биографии только более менее значимых по его вкусу фигур. В то же время остаются незаслуженно забытыми, возможно, сотни очень интересных мастеров и Средневековья, и Ренессанса. Мне показалось важным сопоставить творчество всемирно известного Леонардо да Винчи и никому почти не известного Амброджо Бергоньони, которые работали в Милане приблизительно в одно время, но творчество которых настолько различно, насколько вообще бывают различны авангардисты и традиционалисты. О Леонардо известно достаточно много и сохранился альбом его многочисленных зарисовок, о Бергоньоне неизвестно почти ничего...

Леонардо,                                                                            Бергоньоне
Леонардо, Бергоньоне

Наверное, многие удивятся, что к авангардистам эпохи кватроченто я отношу именно Леонардо, поскольку его пытливый ум учёного и недостаточное религиозное воспитание, но в большей степени проснувшийся интерес к античному искусству, обнаруженному при многочисленных раскопках по всему Риму, сформировал в нём все те новации, которые приветствуются современным искусством.В свою очередь, талантливый и гармоничный художник Бергоньоне, судя по всему, занимался не поисками " новых форм"в изображении "старых сюжетов", а выполнял своё предназначение, которое выразилось в ряде картин совершенством передачи духовного мира. Его картины музыкаль-ны, наполнены нежностью и состраданием, терпением и покоем. Этого недооценённого художника считали излишне уравновешенным, не передающим досточной энергии в тех фигурах, которые в себе несут конфликт, но его инстинктивная любовь к безмятежности, как это ни странно, лучше всего подходит именно античным законам изображения.

Бергоньоне
Бергоньоне

То есть, новатор Леонардо, который делал многочисленные зарисовки человеческих лиц, искажённых страстями, находился в своих поисках гораздо дальше от истины, чем классицист Бергоньоне с его успокоен-ностью. В этом заключается один из жизненных парадоксов, в которых человечеству не дано разобраться...

Итак, да Винчи порывает с традиционной подачей материала, меняет одежды на более современные, пытается оживить полотна улыбкой ( что не всегда ему удаётся) и достигает совершенства в изображении женщины-матери в "Мадонне Литта".

Мадонна Литта , Леонардо да Винчи
Мадонна Литта , Леонардо да Винчи

Бергоньоне как только может следует известным канонам, не совершает революционного прорыва в технике ( как Леонардо в " сфумато" ), не распыляет свои силы на сопутствующие виды искусств, а служит только живописи и планомерно повышает свой профессионализм. Этот заметный рост возможно определить и по композиции его картин, и по рисунку, и по цветовой гамме.

Бергоньоне
Бергоньоне

Если у Леонардо почти невозможно найти лицо его единственной Музы, - настолько разнообразны лики на всех его полотнах, то Бергоньоне узнаваем сразу, в его мадоннах есть определённый набор черт, боттичеллиевский лиризм и строгая женственность. Ощущается отсутствие той внутренней силы, которая рождает силу внешнюю ( что особенно заметно в фигурах Микельанджело), нет леонардовской двойственности и вызывающих вопросы полуулыбок... Но нет и того объёма света и тени, что приближает работы Леонардо к большой достоверности и одновременно дарит столько загадок.

Святые Бергоньоне и Леонардо
Святые Бергоньоне и Леонардо

Бергоньоне скромен, терпелив, религиозен, праведен...Леонардо внутренне мятежен, дух его вырывается за религиозные рамки, ум его находится в постоянных исканиях, чувство спит.

Любопытно сравнить изображения Христа у двух столь непохожих мастеров. У Бергоньоне это картина небольшого размера 50х28 , должна быть в Эрмитаже, куда поступила из коллекции П. Долгорукого в 1918 году. Здесь Христос страдающий, в терновом венце, и одновременно благославляющий сквозь слёзы и муки, написан в традиции иконы с тёмным глухим фоном. Какие эта картина оставляет впечатления ? Сопричастности к человечности, допустимости веры, надежды, любви...Недавно найденная картина Леонардо " Спаситель" представляет слегка размытое изображение Христа благословляющего и...бесстраст-ного, не склоняющегося ни к одной чаше весов. Насколько непохожи авторы, настолько разное видение одного и того же персонажа на их картинах.

Бергоньоне,                                                                                 Леонардо
Бергоньоне, Леонардо

Речь идёт о мировоззрении художников, о тех внутренних барьерах, от которых один отказывается с лёгкостью ради приобретения нового опыта, но при этом обязательно что-то теряя, а второй сохраняет это в отсутст-вии борьбы за новое. Две личности, два убеждения, две судьбы...

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц