Найти тему

Самостоятельный родитель — самостоятельный ребёнок

Давайте немного порассуждаем сегодня вместе. Что для вас самостоятельность? Это приготовить обед, завязать шнурки, заработать себе на жизнь отдельно от родителей? Или что-то другое? В итоге, где-то опытным путём, где-то из теории я поняла, что самостоятельность — это, прежде всего, способность самостоятельно решить какую-то проблему, разрешить какой-то вопрос — как внешний, материальный, так и внутренний, эмоциональный.
Знаете, почему у самостоятельной мамы ребёнок сам умеет надевать носки? У нё слишком много своих дел, чтобы делать это за ребёнка
Знаете, почему у самостоятельной мамы ребёнок сам умеет надевать носки? У нё слишком много своих дел, чтобы делать это за ребёнка

Ведь довольно часто, когда родители говорят ребёнку: "Ты уже самостоятельный", они имеют ввиду: "Твои проблемы, ты и решай". Когда как на самом деле, функция родителей — это защита ребёнка, а не отталкивание его под соусом самостоятельности. И часто ребёнок сталкивается с тем, что решить, как завязывать шнурки, он может, потому что "уже самостоятельный", а вот решить, в какой кружок ходить — нет, потому что "ещё решалка не выросла".

В такой ситуации родители сами не совсем понимают для себя, что такое самостоятельность. Для них самостоятельность — это какой-то набор навыков для жизни, а ребёнок — это существо, которое этим навыкам нужно научить, любой ценой. Но дело в том, что ребёнок уже с рождения самостоятельная личность, а роль родителей — защищать эту личность, с каждым годом всё меньше и меньше, и совсем в других сферах жизни.

Например, сначала мама защищает ребёнка физически, потом — по мере роста ребёнка — это защита уже эмоциональная. И прежде всего — это защита от себя. Когда мама кричит на ребёнка за разбросанные игрушки, потому что её рабочий день не удался, она проявляет себя как несамостоятельный взрослый, который не может справиться со своими эмоциями и перекладывает эти эмоции на ребёнка.

Мама в этой ситуации никак не может решить, как ей справиться со своей злостью, и предоставляет ребёнку решать, что с этими эмоциями делать. Надо ли говорить, что ребёнок с эмоциями мамы справиться не может, да и не должен? В то же время ребёнок не может решить сам, когда ему убрать игрушки, разве он самостоятельный по мнению мамы? В итоге получается, что мама несёт вполне недвусмысленное послание — за себя отвечать ты не можешь, самостоятельным тебе не быть.

И ребёнок не учится ни решать, когда ему убрать игрушки, ни справляться со своими эмоциями, потому что мама не показала, как это нужно делать. Мама-то думала, что она его учит самостоятельности — вот он сам убирает игрушки! Но сам ли он так решил или по чьей-то указке? Кому нужна была уборка игрушек — ребёнку или его маме? Кто должен был обеспокоиться этим вопросом, проявить самостоятельность?

Со временем ребёнок учится убирать игрушки, если делать это вместе с ним, если приучать его к этому. Без всяких криков и напоминаний
Со временем ребёнок учится убирать игрушки, если делать это вместе с ним, если приучать его к этому. Без всяких криков и напоминаний
Что должна была сделать мама? Прийти после тяжёлого рабочего дня, завалиться в ванную (или любое другое расслабляющее занятие придумать себе), успокоиться и предложить ребёнку вместе, в форме весёлой игры и общения, убрать игрушки. Спокойно и без крика. Тогда бы она показала — как самостоятельно справляться с негативными эмоциями и как самостоятельно решать вопрос с неубранными игрушками (да ещё и как договариваться и как их убирать).