Шли годы. Сын взрослел, мужал, и по-прежнему бежал в «свою» школу ни свет, ни заря. Сначала мама его провожала до автобуса, а потом он попросил ее этого не делать, неудобно. Тогда мама выходила утром погулять с собакой и посмотреть издалека как сын садится в автобус, и все ли в порядке. В конце третьего класса нас поставили перед выбором. Дело в том, что начиная с 4-го класса у учеников вводятся профильные предметы, на которые они должны сделать упор в старших классах. Таких предметов четыре: английский язык и еще 3 на выбор. Сын выбрал математику, физику и экономику. Одно время у него было желание стать менеджером, экономистом. После 4 класса экономика сыну разонравилась, хотел заменить на компьютеры и программирование, но поменять ничего уже было нельзя, пришлось учить основательно экономику. Не знаю, может быть потом поможет в жизни. Ничто в этой жизни нам не дается зря, просто мы не все умеем применить. Математика и физика – любимые предметы и по сей день. Все остальные предметы – география, история, химия, биология, информатика и ряд других изучался вскользь. Если на основные 4 предмета отводилось по 8 академических часов на каждый, то на все остальные вместе те же самые 8 часов. Кроме того, факультативно сын изучал по году немецкий и французский языки. Не знаю, насколько он ими овладел, проверить не могу. По-английски сын разговаривает как англичанин, я понимаю только если slowly-slowly (медленно-медленно). По-русски говорит свободно, но иногда коверкает редко употребляемые слова – то не там поставит ударение, то что-то не выговорит. Пишет по-русски грамотно и интересно. И хотя родной язык его русский, думаю, что лучше он знает английский язык.
Жили, учились, и сами не заметили, как подошел шестой год обучения – надо делать следующий выбор. Продолжать обучение? Где? На кого? Возвращаться в Россию и поступать в российский вуз? Возвращаться и идти в армию? Право сделать выбор мы предоставили сыну – ему дальше жить. Возвращение в Россию он отмел сразу, не готов. Скучает, хочет приехать, жить, но не сейчас. Сначала нужно получить образование – таково было его решение. Кем хочешь стать? Инженером, как старший брат. Каким? Пока не знаю, буду думать, посмотрю куда друзья. Я попробовал объяснить, что друзья – это прекрасно, но не надо пытаться прожить жизнь как у друзей, у тебя своя жизнь, ты сам должен сделать свой выбор, а не друзья. Вроде бы услышал. Тут на глаза попалась реклама Дня открытых дверей английского университета UcLan, филиал которого открыт на Кипре недалеко от нашего дома. Предложил сходить посмотреть, разузнать. Первая реакция - резкий отказ. Кое-как с женой уговорили, поехали. Записался на инженера электрика-электроника. Сам. После общего собрания с общими речами в актовом зале университета пошли в аудиторию, где презентовали «нашу» специальность. В аудитории было 6 человек: я с женой и сыном, еще мама с сыном-киприотом, слабо знающие английский язык, и преподаватель. Началась презентация, построена она была очень грамотно, да и преподаватель знает в этом толк. Всего несколько слайдов, но в них все: хотите в космос – без электриков никак, в море – опять без нас никак, на суше – повсюду электрика и электроника. Свет, связь, телевидение, вода – и та в дом насосом подается. Мы повсюду, поэтому получив нашу профессию, без работы не останетесь, везде найдется вам применение. Такова была суть презентации, которая длилась 10-15 минут. Остальное время из полутора часов, проведенных нами в аудитории, разговаривали преподаватель и наш сын. Сначала так – преподаватель у доски-экрана, сын за партой. Потом сын подошел к преподавателю, и там, что-то чертя и рисуя в блокноте, они продолжили разговор. Затем, видимо, все для себя выяснив и определив, сын сказал преподавателю: «Запишите меня. Я приду к Вам учиться». К слову, три курса университета уже позади. Специальность «Инженер-электрик-электроник». Основные оценки 90-100 баллов (ни Кипре и в школах, и в университете 100-балльная система оценок). В университет бежит быстрее, чем в школу.
Итак, дальнейший путь выбрали, с вузом и специальностью определились, осталось самое малое – поступить. В Pascal English School был и есть специалист по профориентационной работе. Этот преподаватель занимается тем, что поддерживает связи с различными вузами, в первую очередь, Кипра и Великобритании, с целью помощи выпускникам школы при поступлении в них. Еще до окончания выпускниками школы, специалист по профориентации готовит на каждого из них некое досье, куда подбирает результаты учебы последних лет, копии сертификатов, полученных выпускниками на различных олимпиадах и конкурсах, характеристики и т.п. Когда к этому специалисту обращается выпускник, желающий продолжить образование в вузе, то сначала проводится беседа с целью помочь выпускнику определиться с дальнейшей специальностью и учебным заведением. После того, как выбор сделан, специалист самостоятельно устанавливает контакт с вузом и пытается договориться с ним о поступлении выпускника без экзаменов. Если так не получается, то узнает дополнительные требования вуза, и в оставшееся время обучения помогает ученику подтянуть необходимые предметы и темы. Бывает, что выпускник прямо в школе пишет 1-2 специальных дополнительных теста, которые, при определенном наборе баллов, засчитываются как вступительные экзамены в вуз. У нас так и было. Сын подошел к этому специалисту, переговорил с ним, сказал куда хочет поступать и на какую специальность. Это было где-то в феврале. В конце марта, еще до выпускных экзаменов в школе, к нам по почте пришло письмо-уведомление из университета о том, что наш сын зачислен на 1 курс Университета Центра Ланкашира (UcLan) по специальности «инженер-электрик-электроник». Учитывая средний балл обучения в школе, не дожидаясь результатов выпускных экзаменов, установлена скидка в размере 50% от годовой суммы оплаты. А теперь представьте себе, чего нам стоило после всего этого убедить сына сдавать ЕГЭ в российской школе.
Оглядываясь назад, жалею ли, что в свое время решились на такую авантюру? Ни капельки не жалею! Считаю, что сделали правильно. Было непросто, разлука, жизнь на два дома, расходы… И все равно не жалею ни капельки. Уверен, что все сделали правильно. Сын нам благодарен. Думаю, будет благодарен и впредь. Говорят, не давайте детям рыбу, дайте удочку, а рыбу они и сами наловят. Думаю, что мы даем ему хорошую удочку, а дальше все зависит от него самого: сумеет наловить – молодец, ну а нет, так нет. Знаю, себя упрекать не буду, делал все, что мог. По прошествии времени изменил бы что-нибудь? Возможно. Пожив на Кипре, узнали, что многие российские дети учатся в английских школах, а проживают в семьях россиян, живущих на Кипре. Как правило, это люди, сами выучившие своих детей на Кипре, знающие все проблемы и сложности, которые могут подстерегать на этом тернистом пути. Дети, живущие у них, всегда ухожены, сыты, воспитаны. Стоит такая услуга 1300-1500 евро в месяц, но поверьте, она того стоит, т.к. жить на Кипре самостоятельно выходит дороже. Некоторые английские школы предлагают интернатское образование. Насколько там лучше – не знаю. Думаю, там ребенок совсем забудет русский язык. Возможно, своего сына мы бы отдали в такую семью, но тогда таких вариантов нам никто не предлагал. Теперь мы знаем пару таких семей, которые берут не более 2 детей на обслуживание. Дети там живут, как родные.
А что дальше, спросите Вы? Не знаю! Правда, не знаю. Судя по всему, сын в Россию, если и вернется, то нескоро. Университет сын окончил с отличием, поступил там же в аспирантуру, год уже проучился, ещё 2 года осталось. Уже присмотрел себе работу в одной международной компании, где подрабатывает. Кроме того, преподаёт в своём же университете. Свяжет свою дальнейшую жизнь с наукой или производством - время покажет. Кипрского гражданства у нас в семье ни у кого нет, да и вряд ли будет. Кипр, как любое островное государство, очень осторожно выдает свое гражданство другим лицам. Сейчас вот можно стать гражданином Кипра за 2 500 000 евро. У нас таких денег нет. У жены с сыном Pink Slip – самый простой вид на жительство, продлеваемый ежегодно, и не дающий права на работу. Жить можно, учиться можно – и все. Но такой вид на жительство позволяет моим близким вот уже десятый год проживать на Кипре 365 дней в году, питаться свежими овощами и фруктами, есть мясо, яйца и молочную продукцию прямо с фермы, наслаждаться солнцем 350 дней в году, и открывать купальный сезон в апреле, а закрывать в конце ноября. Я, по мере возможности, стараюсь бывать на острове хотя бы раз в месяц. К нам часто приезжают родственники, друзья.
Решайтесь, не пожалеете! Хотите проживать сами с детьми или отправить их там с бабушкой-дедушкой, вам нужно жилье в собственность или длительную аренду? Пишите через группу. За эти годы у нас появилось огромное число друзей, занимающихся различными видами деятельности, в том числе, недвижимостью. Хотите определить ребенка в хорошую семью, тоже могу порекомендовать. Пишите, спрашивайте, не стесняйтесь. Советы – бесплатно