Североатлантический альянс занимается чем угодно, но не безопасностью Европы. На восьмом десятке жизни НАТО это стало невозможно скрывать, однако не все готовы «слезть с мертвой лошади»: американское военное сообщество предлагает стараться еще лучше.
Понимание того, что вооруженные силы европейских стран-членов НАТО не смогут объединиться и противостоять угрозе, если это потребуется, пришло к руководству НАТО не так давно – каких-то пару-тройку лет назад. Тогда немецкий новостной сайт Deutsche Welle подготовил и опубликовал доклад, указывающий на очевидные неприятности, с которыми сталкиваются немецкие военнослужащие, принимая участие в мероприятиях альянса: нехватка техники и сопутствующего оборудования, плохая организация условий проживания, несоответствующая погодным условиям экипировка.
Об этом «трансформационном моменте в альянсе» вспомнил офицер армии США Джош Кэмпбелл. По его словам, реакция Брюсселя на немецкий доклад последовала незамедлительно: Йенс Столтенберг признал недостатки и предложил пути решения этих проблем.
В июне 2018 года на конференции министров обороны НАТО была принята инициатива по повышению готовности сил альянса под названием «четыре по тридцать»: союзники договорились собрать (и, конечно, финансировать) на территории Европы 30 механизированных батальонов, 30 боевых кораблей и 30 воздушных эскадрилий, которые будут способны развернуться в течение 30 дней, если это потребуется.
Заодно американский президент призвал европейских коллег «разделить обязанности», а точнее – поднять расходы на оборону до 2% от ВВП. Предполагалось, что как только все начнут усиленно тратить бюджеты на оборонные проекты, жизнь в НАТО наладится.
Но этого не произошло. Джош Кэмпбелл признает, что «спустя два года после ее [инициативы] принятия все еще неясно, имела ли инициатива по готовности НАТО какое-либо влияние». В этой «неясности» и отражается суть деятельности альянса: деньги с союзников собирают по расписанию, но детально отчитываться перед ними никто не хочет. Столтенберг уже выучил наизусть общие фразы обо всем и ни о чем, поэтому, как отметил Кэмпбелл, в ежегодном отчете генсека все результаты работы по повышению готовности поместились в одну инфографику.
Казалось бы, вот и настал момент истины: если прошло два года и лучше не стало, значит, нужно менять подход? В альянсе считают иначе и пытаются спасти положение декоративными мерами.
Например, в 2020-м году Вашингтон планировал провести на территории европейских стран из состава альянса учение «Защитник Европы – 2020», которое должно было показать, как быстро и ловко американские военнослужащие могут оказаться в восточноевропейских государствах. В эти планы вмешался коронавирус: «Защитника» пришлось сократить, и никакой демонстрации готовности не получилось.
Более того, ситуация вышла прямо противоположная задуманной: еще в самом начале пандемии альянс наглядно показал, что к решению глобальных проблем он не приспособлен. Отчасти это стало второй возможностью для Брюсселя прийти к умозаключению, что старые методы не работают (если они вообще когда-либо были эффективными), и надо бы менять принципы функционирования военно-политического блока.
Однако США и НАТО проявляют удивительное упорство и собираются провести аналогичное учение «Непоколебимый защитник – 2021». Все, о чем это говорит, - Брюссель не очень-то настроен тратить время и придумывать, как на деле обеспечить безопасность европейцев. Пока политики Старого Света верят, что надо привезти еще немного американских танков, и вот тогда наступит прекрасное будущее, они готовы продолжать платить. А раз денежные вливания в карман альянса не прекращаются, зачем что-то менять?
Поэтому спасение европейцев – дело рук самих европейцев. Граждане стран, расположенных на юге континента, доказали это личным примером, когда к побережью Средиземного моря сначала направились мигранты, а затем по нему прокатилась волна терактов. Брюссель посмотрел на это невидящими глазами и, по-видимому, не счел терроризм проблемой, заслуживающей своего внимания.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал "Брюссельский стукач", чтобы всегда быть в курсе самых важных новостей о деятельности НАТО.