Вернемся к нашему первому году обучения в школе. Как я упоминал, английский язык сын освоил где-то за месяц, поэтому уже легко общался со своими сверстниками из разных стран, его одноклассники стали бывать у нас дома, но и он бывал у своих одноклассников в гостях. Постепенно появились школьные друзья, с которыми сын поддерживает отношения и сегодня. Таких друзей у него двое: швед и англичанин. У всех парней уже есть девушки, и теперь они встречаются, когда втроем, когда вшестером. Удивительно, но с русским парнем из Волгограда сын отношения поддерживает, но дружить у них не получилось, а вот мамы парней подружились и стали лучшими подругами.
В самой школе всегда царит атмосфера радости и добра. Когда не зайдешь в школу, на перемене ли, или во время урока, всегда ощущаешь прилив позитива. Это исходит и от Елены, которая встречает Вас за стойкой у входа, от проходящих мимо охранника или уборщицы, от встреченных учителей: все улыбаются, здороваются, и ты замечаешь, как и твои губы расплываются в доброй улыбке. Все учителя и директор школы знают своих учеников по именам, никогда здесь не услышишь обращения к ученику по фамилии. Возможно, этому способствует дополнительное Домовое деление школы. Помимо горизонтального деления на классы (первые, вторые и т.д.), в школе существуют четыре Дома, к одному из которых прикреплен каждый ученик. Первоклашек закрепляют за Домами сами учителя таком образом, чтобы в Домах было поровну членов. В первые же дни учебного года каждый Дом проводит собрание, где членов Дома знакомят с новичками, здесь же выясняют интересы первоклашек, и здесь же первоклассники обретают своих друзей по интересам, причем из разных классов школы. Собрания каждого Дома проводятся ежемесячно. Для этого в школе существует Клубный день, когда ученики приходят в школу, но не учатся, а проводят время в своих Домах, где обсуждают планы на ближайший месяц, делятся своими достижениями. Клубная (Домовая) структура также помогает школьникам, и в первую очередь, первоклассникам, втянуться в учебный процесс. Это прививает у учеников любовь к школе и желание стремиться к ней вновь и вновь. Честно скажу, что если в России сын даже чуть-чуть недомогал, то сразу появлялись просьбы остаться дома, не идти в школу и т.п. На Кипре же, даже простужаясь, удержать его дома было проблематично. И только категоричный запрет со ссылками на высокую температуру позволял удержать его дома на день-два. Как только температура спадала, сын бежал в школу, забыв обо всем.
Первое время в школу сына возила жена, она быстро освоилась с левосторонним движением. Через пару недель она узнала, что детей в школу доставляют специальные автобусы, с компаниями которых у школы заключен договор. Выяснив, что автобус проходит в 200 метрах от нашего дома, может отвозить ребенка в школу и провозить домой, жена заключила договор (50-70 евро в месяц), и сын стал ездить в школу самостоятельно. Автобус его забирал от остановки в 7 утра и привозил обратно в районе 2 часов дня. Затем мы узнали, что при школе существует группа продленного дня, в которой первоклассники могут остаться (за дополнительную плату) до 15:30 часов, но забирать из от школы следует родителям, т.к. автобус в это время уже не ходит. Определили мы сына и в продленку. Утром его забирал автобус, а к 15:30 за ним в школу приезжала мама. Так длилось только первые полгода, затем, когда сын стал хорошо успевать, мы от продленки отказались. В стоимость Группы продленного дня входило питание – небольшой перекус в дневное время. В первое время сын активно занимался теннисом, поэтому после школы мама кормила его обедом и везла на тренировку. Это длилось около года, пока сын не получил серьезную травму, и врач запретил тренировки на год. Через год тренировки возобновились, но уже не столь интенсивные, не каждый день, и у другого тренера. С теннисом было покончено только в шестом, выпускном классе, причем уговаривать парня не пришлось. В школу сын бежал вприпрыжку, ему там было интересно, средний балл всегда был в районе 90, поэтому решение уделить больше внимания учебе было принято им самостоятельно, без какого-либо нажима с нашей стороны.
На первое родительское собрание жена шла со страхом: английский язык далек от совершенства, все ли пойму, вдруг что спросят – не смогу объяснить. Тем более, в памяти отчетливо сидит родительское собрание в школе на родине: учитель рассказывает про каждого ученика, обо всех его сильных и слабых сторонах, обо всех проделках. И все это прилюдно, в присутствии всех родителей! Каково же было ее удивление, что родительское собрание проводится для всех родителей первоклашек в один день, так называемый «родительский день». Сначала всех провели в актовый зал, где директор и завучи рассказали о проводимых в школе мероприятиях, что нового происходит в школе, какие изменения действуют в новом учебном году, а затем всех пригласили в столовую, где было организовано фуршетное обслуживание. Каждый мог взять небольшой бутерброд, канапе, фрукты, овощи, соки, минеральную воду. Естественно, без спиртного. Там же были все учителя, ведущие уроки у первоклашек. Родители по очереди подходили к учителям, и те высказывали все свои пожелания, замечания, на которые ученику этих родителей необходимо обратить внимание, часто хвалили. Даже нашего сына, отучившегося чуть более месяца, и только-только начинавшего хорошо понимать учителей, похвалил учитель английского языка и порекомендовал на что следует сделать упор. Также посоветовал начать читать книги на английском языке, что поможет с грамматикой. Жена пообщалась со всеми учителями и вышла довольная. Все учителя, даже указывая на какие-либо недостатки сына, делали это весьма деликатно, без унижения, а исключительно с желанием помочь и дать ценный совет. На такое родительском собрании моя супруга побывала впервые, и на следующие ходила с удовольствием, без всякой боязни, и с огромным интересом – узнать о сыне что-либо новое.
Через два месяца обучения мы узнали, что можно обучаться экстерном в российской средней школе при Посольстве Российской Федерации в Республике Кипр. Школа расположена в Никосии, столице Кипра, напротив Посольства Греции, но и недалеко от нашего. Наши мамы, моя жена, и мама русского мальчика из Волгограда, одноклассника нашего сына, съездили в «русскую школу» (мы ее так называли между собой, хотя она, конечно, не русская, а российская) на разведку. Поездка оказалась результативной. Поговорив с завучем, а затем с директором, мамы узнали, что учиться нашим сыновьям можно экстерном, только нужно привезти такие же документы, как и в английскую школу, только Личное дело учащегося – оригинал. Этот документ у нас был, мы его забрали из школы в России, сделали с него копию и отдали в Pascal, а оригинал хранился дома. Теперь он стал храниться в российской школе при Посольстве. Обучение проходило следующим образом: каждые два месяца мамы привозили мальчиков в школу для сдачи небольших контрольных работ, выполнения различных контрольных заданий по разным предметам, и получали новые задания на следующие два месяца. В конце каждого учебного года ребята сдавали переходные, а в 9 и 11 классах выпускные экзамены – ИГА и ЕГЭ. Это тоже было утомительно для мам, и особенно, для мальчиков, но они сдюжили, и теперь имеют на руках кроме английского аттестата о среднем образовании, Аттестат об окончании неполной средней школы и Аттестат зрелости российского образца. Хочу отметить, с какой радостью и желанием ребята бежали в английскую школу, и с каким боем родителям приходилось уговаривать и заставлять пацанов ехать в российскую школу, даже на обычную консультацию.
Продолжение следует…