Более 50 оригинальных, актуальных и самых смелых прототипов проектов защитили наши кванторианцы в рамках курса «Дизайн-мышление в основе проекта». На курсе обучалось 37 групп. Расскажем подробнее о самых интересных работах.
Самой востребованной темой для проектов оказалось дистанционное обучение, поскольку сами кванторианцы весной этого года учились в таком формате по всем школьным предметам и курсам допобразования у разных педагогов. Они исследовали опыт преподавания и обучения онлайн, анализировали различные платформы и сервисы, определяли наиболее удобные решения.
Например, Ирина Лукашова, Иван Вальков, Даниил Сидоренко, Роман Трубецкой, Мария Некрасова,Тимофей Лаур и Софья Шестакова под наставничеством Вячеслава Гордина разработали концептуальный прототип единой платформы для дистанционного обучения «НеоШкола».
«Дети примеряли на себя новые роли, брали интервью, проводили опросы, собирали информацию в интернете, пробовали себя в роли учителей на дистанционке, чтобы вжиться в роль, посещали занятия с целью наблюдения и даже «шпионили» на уроках. И всё это не выходя из дома. Получилось целое приключение. Это был положительный опыт для всех», - рассказывает наставник курса Вячеслав Гордин.
Соня Баринова вместе с наставником Галиной Косцюкевич тоже работали над темой дистанционного обучения. Они пришли к выводу, что учителям и обучающимся хочется иметь понятный шаблон оформления задания, чтобы потом педагогу было удобно проверять работу, а учащимся не нужно было тратить время на осознание требований оформления. Также удалось выяснить, что учителя в идеале хотят автоматизировать проверку с возможностью точечной проверки работ.
«В результате обсуждений оказалось, что нагрузка по каждому предмету выросла и дети заняты с утра до позднего вечера. Нами были найдены нормативы по нагрузке обучающихся. В результате дети пришли к решению, которое будет полезно не только учителю и ученику, но и классному руководителю, методисту и завучу школы», - говорит наставник Галина Косцюкевич.
Решение - при работе над домашним заданием в электронном дневнике автоматически подсчитывается время выполнения домашней работы. Учитель фиксирует планируемое время выполнения для того, чтобы ученик мог планировать свою занятость. В результате получится статистика выполнения заданий, по которой можно будет корректировать общую учебную нагрузку в день, в неделю и более объективно работать.
На защиту идеи был приглашен директор Регионального центра информационных технологий, разработчик регионального электронного дневника Алексей Драгунов. Удалось получить полезную обратную связь.
«В наших мечтах и планах - реализация этих решений в уже существующих электронных дневниках для помощи педагогам и ученикам. Хотим, чтобы всем участникам образовательного процесса стало еще проще понимать проблемы и запросы друг друга», - рассказывает наставник.
Еще один прототип проекта — сайт по поиску работы. По мнению автора Карины Клевцовой, в связи с пандемией многие люди вынуждены искать работу, поэтому сайт Work Wall призван помочь им в этом. Его главное преимущество перед аналогичными площадками — это будет не просто площадка для поиска работы и сотрудников, но и обучающая платформа.
«Мне понравился этот курс, самый запоминающийся этап — этап эмпатии. Я для себя открыла новое понятие, проработала его. Понравилось, что мы пришли от проблемы к решению», - рассказывает Карины.
Наставник Карины Дмитрий Шаманов отмечает, самое главное, что при разработке проектов дети будут четко понимать для кого они разрабатывают ту или иную идею, какую конкретную потребность и проблему решают, чтобы проекты не шли «в стол», а были полезны здесь и сейчас.
«Несмотря на то, что большинство проектов находится на стадии прототипов, уже сейчас можно сказать что большая часть из них будет эффективна для конечного пользователя», - говорит Дмитрий Шаманов.
За время обучения кванторианцы разработали множество самых разнообразных прототипов проектов: квадрокоптер, способный дезинфицировать помещение, ячейки для хранения вещей в школе, придумали многофункциональный дом для домашних питомцев, комплектующие к парусным яхтам, которые можно будет напечатать на 3D принтере, разработали безопасную ловушку для кротов и многое другое.
Наставники отмечают, что дизайн-мышление в целом позволяет переключить фокус внимания с личных интересов на интересы окружающих. Задача дизайн-мышления - рационально использовать различные ресурсы: временные, человеческие, материальные.
«Магия разработчика заключается в том, чтобы понять, что на самом деле хочет пользователь. Чаще всего потребность человеком не осознается, есть неудовлетворение текущим положением дел. Наша задача опередить, осознать и предложить то, что пользователь еще не может себе даже представить. А задача постоянной обратной связи - сделать разработку наиболее удобной и понятной», - говорит Галина Косцюкевич.
Добавим, в основе технологии заложено проникновение в опыт тех людей, для кого задумывается проект, чтобы определить их реальную потребность. Эта технология помогает выйти за пределы существующих стереотипов, привычных способов и найти нестандартное решение задачи. Процесс решения проблемы состоит из пяти этапов: эмпатия, фокусировка, генерация идей, прототипирование, тестирование.