Найти в Дзене
Николай Цискаридзе

«Буду большим человеком в большом городе»

Я не умею жаловаться. У нас многие плачутся друг другу в жилетку. Это уже просто превратилось в какую-то национальную традицию: все плохо, все не так, денег нет, любви и взаимопонимания тоже.

Хотя, надо признать, артистам балета сегодня трудно — престиж их профессии упал. Актерство — это яркая, но не очень обеспечиваемая работа, а балетные — вообще низший слой по оплате труда.

Мне очень жалко всех, кто сегодня идет в балет. Неоднократно говорил в своих интервью: если бы я задумал заниматься этим искусством сегодня, ни за что не решился бы на такой подвиг.

Да, мне повезло в жизни, я прорвался на балетный олимп, но мой случай можно назвать вопиющим. Большинству из моих коллег сделать этого не удалось.

Когда ты понимаешь, что все твои действия рассматривают под микроскопом, то уже не можешь себе позволить лишних движений. Если я куплю виллу, то постараюсь сделать так, чтобы об этом никто не узнал. Категорически не понимаю, зачем артистическая богема выставляют свою личную жизнь напоказ всей стране: позволяют снимать свои свадьбы, отдых, путешествия и прочее. Великая Фаина Раневская терпеть не могла киносъемку. Она говорила: это все равно, что вы моетесь в душе, а люди за вами подглядывают.

Всей своей образованностью я обязан маме. Она научила меня любить искусство. В восемь лет я мог побывать на экскурсии в любом крупном музее Советского Союза. Вся моя нынешняя эрудиция — это огромная заслуга мамы. А балет в моей жизни возник только потому, что это было единственное учебное заведение, куда можно было поступить в раннем возрасте.

Я начал учиться танцу в Тбилиси, а в 13 лет с огромным трудом перевелся в Москву. Все родственники мне тогда говорили: «Лучше быть большим человеком в маленьком городе, чем маленьким - в большом». Я же отвечал: «Буду большим человеком в большом городе».

Но, скажу откровенно, я просто органически ненавидел физические нагрузки, потому готовился к театру. Думал: вот сейчас в балетной школе научусь красиво ходить и держать осанку, а там уж пойду во ВГИК... Но потом, когда педагоги стали говорить о моем невероятном потенциале, обращать внимание на меня, я остался в балете.

Некоторые считают, что успеха в этом виде искусства я добился благодаря своим природным данным. Но как эти данные можно отделить от техники исполнения?

Мой успех кроется в другом. Есть такое выражение: характер — это судьба. Был бы я человеком мягким, гибким и покладистым, даже подленьким, то моя карьера была бы более быстрой, суперзвездной, меня бы все просто на руках носили и осыпали розами. Мне всегда «мешал» мой язык и то, что я не приемлю бездарности и тупости.

С другой стороны, я спокойно и крепко сплю, а что имею, было заработано своим трудом. И я счастлив, что ни один человек в мире не может попрекнуть меня в том, что я использовал каких-нибудь влиятельных людей, выпрашивал себе роли, поездки и награды.