Найти тему

Валентин Серов - великий труженник и великий классик.

Для меня творчество В. Серова очень спорно. В его живописной манере я вижу и учителя его Чистякова, и ещё одного (великого) учителя И. Е. Репина, и импрессионистическую небрежность Коровина и влияние Мане и вообще французской школы. Может быть, это и хорошо, и говорит о пластичном уме художника, и о его умении воспринимать и отражать в своей работе новые веяния в искусстве. И, в конце концов, он стал узнаваем и даже МОДНЫМ и создал СВОИ, ни с кем не сравнимые полотна, которые знает каждый школьник.

А меня всегда привлекали его портреты детей. Их Серов писал с большей тщательностью, хотя рисовать этих непосед намного труднее. чем взрослых.

Все, конечно знают хрестоматийную "Девочку с персиками". О ней я не буду повторяться (писала в предыдущей статье про Веру Мамонтову). Мне больше по душе "Мика Морозов". Мальчонка будто сейчас сорвётся с места, залопочет что-то на своём языке, побежит во двор, может быть, к маме, или к любимой собаке. А может быть, что-то привлекло его внимание - он приподнялся, облокотившись. Образ доведён Серовым до формулы детства с его порывистой любознательностью, непоседливостью и непосредственностью.

Какие-то он писал на заказ (например, детей царя, княжон и князей), какие-то просто для своих друзей (детей Морозова, Мамонтова), какие-то для "набивания руки" (наверное, он сам называл это как-то по-другому).

В его творчестве немало шедевров, но и много работ "проходных", почти не замеченных при его жизни. Да и он сам не придавал таким работам большого значения. Говорю же, делал их для совершенствования рисунка, для "пробы" модных тогда веяний в живописи. Ну, например, вот такие. Смотрите галерею.

Серов искал свой почерк, своё место в мировом искусстве. И он понимал, что обязательно впишется в ряд прославленных мастеров русской живописи, что продвинет её и останется одним из классиков ( своего-то времени - уж точно). Возможность сравнить себя с живущими с ним в то время великими у него была. Тогда было не мало объединений художников разного толка и мастерства. Близкие ему Абрамцевский (имение Мамонтова) и Репинский; французы-импрессионисты и Константин Коровин - наш импрессионист (домотканный), с которым были друзьями. Савва Иванович Мамонтов их даже называл СЕРОВИН, и ещё АНТОН (Серов) и АРТУР (Коровин). Они и познакомились у Мамонтова в Абрамцеве.

И вот что для меня стало открытием и удивлением. Я, глядя на работы Серова, всегда думала, что он рисует их очень быстро, многие, не завершая, бросает. А оказалось, что сам себя он называл "лошадью" и "копуном" именно за медлительность и тщательность.

Эволюция манеры в работах Серова характерна для всей русской живописи - от тонкой "пленэрной" системы конца 1880-х к широкой, размашистой манере 90-х. Это видно в работах "позднего" Архипова, Коровина, Малявина, Левитана, Грабаря.

Русским живописцам эта манера помогала решить проблему единства холста. Но непосредственность передачи натуры, естественность сохранялись и не теряли остроты восприятия. И даже не искушённый зритель может отличить "наших" импрессионистов от "не наших". Хотя, конечно, ни сам Серов, ни общее мнение не считают его импрессионистом в "чистом виде".

Я могу ещё много написать, но хочу, чтобы вы, дорогие мои, дочитали до конца мою статью. Валентин Серов и для меня ещё не раскрыл всех своих тайн.

Не забудьте подписаться и поставить оценку за статью. Благодарю вас.