Найти тему
TIME PSYCHOLOGY

Как понять способности ребенка?

Оглавление
Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

#Ребенок - существо удивительно пластичное. В нем развиваются те способности, которые замечают и ценят те, кто его воспитывает. Все #родители многим вещам обучают ребенка стихийно: им не нужно читать книжки по педагогике и детскому развитию, чтобы научить ребенка ходить, говорить и пользоваться туалетом.

К четырем годам ребенок усваивает основы своей культуры, которые крепко сидят в нем всю оставшуюся жизнь.

Дальше развивается уже заложенное. Это надежный механизм передачи культуры из поколения в поколение. А кроме общей культуры мы передаем детям свою субкультуру и #особенности характера: манеры речи и поведения, свои навыки и умения, а также - хотим мы того или нет - свои неврозы и недостатки.

Так, Моцарт неслучайно рос именно в династии музыкантов, - и этот мальчик уже в пять лет выступал с концертами.

Вероятно, это пересечение врожденных способностей и среды, которая готова эти способности питать.

По-видимому, все дело в том, что окружающие радовались, когда младенец Моцарт в крике брал нужную ноту или пытался ритмично стучать кулачком по клавесину. А что было бы с Моцартом, если бы он родился в семье, равнодушной к музыке?

Немножко инопланетянин

Можно не сомневаться: рано или поздно мы научим ребенка ходить, говорить, пользоваться туалетом, застегивать пуговицы, завязывать шнурки и даже выполнять домашние задания. Кроме того, мы сможем оценить многие его способности, похожие на наши собственные, - в конце концов, ребенок несет в себе наши гены.

Но наверняка у нас есть и "слепые пятна" относительно его даров, не похожих на способности родителей. Допустим, мама с папой - тихие интеллигентные любители чтения, а ребенок - в силу темперамента, который невозможно изменить, - должен много двигаться.

Родителям покажется, что он "неумеренно подвижный" и "неусидчивый", а у ребенка может на всю жизнь остаться ощущение: "Я плохой, а мои движения всем причиняют неприятности". Хотя, быть может, в той семье растет блестящий спортсмен.

Ваши дети — это не ваши дети. Они приходят через вас, но не от вас, они с вами, хотя и не принадлежат вам.Вы можете давать им свою любовь, но не мысли, поскольку у них есть собственные мысли. Вы можете стараться уподобиться им, но не стремиться сделать их подобными вам.
Калил Гибран

Или, допустим, тонко чувствующий и наблюдательный маленький интроверт родился у говорливых и активных родителей. Он хочет побыть один, а ему постоянно твердят: "Что ты сидишь как сыч в своем углу. Иди поиграй с ребятишками". И у него на всю жизнь остается ощущение, что его приватный мир - это нечто противозаконное и порочное.

Так может произойти трагедия: свой особый дар, который не могут оценить родители, ребенок начинает воспринимать как дефект. Это трагедия, в которой никто не виноват. Поэтому на всякий случай лучше подозревать, что ваш ребенок - существо с иной планеты, что его способности мне неизвестны.

Оцените его особенности

Да, ребенок - существо крайне пластичное, но многие его особенности - врожденные. То есть, вряд ли изменятся на протяжении всей жизни. Это, в первую очередь, касается темперамента.

Насколько быстро ребенок осваивается в новой обстановке, как он реагирует на неудачи, уровень его активности, экстраверсия и интроверсия - это данности, которые невозможно изменить.

Но не нужно путать врожденные особенности и реакции на среду. Если это особенности врожденные, они проявляются всегда и везде, причем с первых месяцев жизни.

А вот совсем другой случай: девочка, которая в школе уже несколько лет считалась отстающей и не могла усвоить таблицу умножения. Но она же могла часами читать книжки про птиц, узнавала все виды птиц, которых видела, могла рассказывать про них бесконечные интересные истории взрослым и умело подражать их голосам.

Это значит, что ее неспособность сосредоточиться в школе - просто реакция на неподходящую систему обучения, но отнюдь не "врожденная отсталость".

Как ни странно, скука ребенка в школе или в детском саду часто объясняется именно его одаренностью, и подобные трагедии несоответствия способностей им среды встречаются нередко.

Главное - дары!

Не все дети являются маленькими гениями. Сколько ни старайся, из большинства детей не получится Моцартов или Эйнштейнов.

У любого, самого "среднего" ребенка есть свои сильные стороны, свои дары. Если родители их не замечают - это огромная проблема! Ведь именно этими сторонами личности человек будет пользоваться всю дальнейшую жизнь.

Поэтому надо хорошо знать сильные стороны личности ребенка и строить все #воспитание и дальнейшее обучение именно на них.

А если не обратить на них внимания в детстве - и чем раньше, тем лучше, - это может оставить отпечаток на всю дальнейшую жизнь ребенка, который будет себя ощущать бездарным и пустым человеком.

Дары не обязательно связаны с хорошими оценками в школе или дальнейшими великими достижениями. Может быть, это умение разряжать напряженную ситуацию, эмпатия или повышенная чувствительность к тому, что происходит в семье или просто "здоровый пофигизм" и чувство юмора.

Что касается способностей, о многом маленький ребенок расскажет сам - своим поведением. Задайте себе простой вопрос: что он любит делать долго (компьютерные игры и просмотр телевизора не считаются!)? Рисовать, разглядывать книжки про динозавров, играть с другими детьми или смотреть, как папа делает дрелью дырки в стене?

Все дети разные - и принцип "справедливости" к ним не всегда применим: каждый ребенок заслуживает уникального отношения. И очень важно не сравнивать детей по их способностям друг с другом! По крайней мере вслух.

Неприятные черты характера

Почти у каждого ребенка найдутся черты характера, которые родителям неприятны. Если эти особенности врожденные, бороться с ними не имеет смысла. В этом случае родительское неприятие только снижает детскую самооценку и формирует ненужные комплексы.

Даже если вы хотите что-то изменить в поведении ребенка, сначала лучше принять его таким, какой он есть. Стоит найти все черты характера, которые вам "не нравятся", и мысленно превратить их в дары. Спросите себя: в какой обстановке эта неприятная особенность окажется ценным качеством.

Скажем, робость - это осмотрительность, это означает, что ребенок вероятнее отклонит сомнительные и опасные предложения сверстников или взрослых. И не стоит называть его "трусом" - даже про себя, в мыслях.

Очень часто раздражающие особенности детей - это повод для роста родителей. Они напоминают взрослому о каком-то неприятном переживании, возможно - забытом. Исследуйте источник ваших чувств.

Спросите себя: эта особенность ребенка - что или кого она мне напоминает? Свойства моих родителей, братьев или сестер? Черту характера, которая меня пугает в себе или муже?  Если вы найдете такого человека, носителя сходного характера из прошлого или настоящего, - напишите ему письмо, где вы во всей полноте можете выразить ему свое отношение (отправлять письмо, вероятнее всего, не стоит).

Если это "незавершенная работа" из вашего прошлого, разберитесь с ним,  - тут можно воспользоваться помощью профессионала, - чтобы не "грузить" своими проблемами ребенка.

Почва для роста

Хороший родитель больше похож на садовника, чем на дрессировщика зверей. Он может только создавать среду, благоприятную для роста и развития ребенка. Он не может ускорить рост: если тянуть растение вверх, такая попытка кончится плохо.

Родитель не может подталкивать ребенка к изменению, но может только приглашать попробовать что-то новое.

Таким образом, если вы знаете дары своего ребенка, прежде всего надо дать ему возможность заниматься любимым делом как можно больше (опять же, за вычетом компьютерных игр, ТВ или любви к сластям), сколько ребенок хочет, пока он еще мал. И снабжать его нужными материалами и ситуациями.

Скажем, если ребенок обожает рисовать: не жалеть бумаги, карандашей и красок, спокойно относиться к неизбежной уборке, плюс – ценить то, что делает ребенок. Для двух-, трехлетнего человека это куда важнее студий или формальных занятий. Если он начнет получать удовольствие от процесса, позже он с большей вероятностью сможет переносить и дисциплину, которая необходима при любом серьезном обучении предмету.

Похвала - ее никогда не бывает слишком много. Но важно освободить похвалу от манипуляции: "Ты же хорошая девочка, ты не будешь отнимать игрушки у Вани". Когда это манипуляция, ребенка хвалят не за то, что есть, но за желаемое поведение. Такой подход обесценивает похвалу и создает у ребенка ощущение, что он хороший только тогда, когда соответствует стандартам взрослых.

Щедрая искренняя похвала - это не манипуляция, а переживание праздника по поводу даров ребенка. Так, мы все умеем искренне радоваться, когда малыш впервые самостоятельно делает несколько шагов.

Принять свое несовершенство

И наконец, стоит помнить, что мы никогда не станем идеальными родителями. Таких не бывает. Мы обречены совершать ошибки.

Остается только принять свое несовершенство. И это тоже важно для вашего ребенка: родитель, который осознает свое несовершенство, освобождает ребенка от мучительного бремени перфекционизма.

_______________________________________

Эти статьи могут быть вам интересны:

Умеет ли ваш ребенок дружить?

Детская ревность

Влияние отца на личность ребенка

Адаптация ребенка в замещающей семье

Разница между воспитанием и требованием непременного послушания

Дело всей жизни. Как не прогадать с образованием?

Нужно ли половое воспитание в школе? +Анонимный опрос

Скулшутинг: что побуждает детей устраивать бойню и как это предупредить?

Как выявить творческий потенциал подростка?

________________________________________

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене!

Присоединяйтесь к нашей группе ВК, ссылка здесь и в шапке профиля.

Мы проводим анонимные опросы в группе ВК, будем благодарны, если Вы примете активное участие.