Что такое чарджбэк (диспут) и как его правильно осуществить, Вы можете узнать в предыдущих статьях. А в этой мы расскажем о том, как вернуть деньги через платежную систему «Мир».
«Мир» — это национальная российская платёжная система. По итогам первого полугодия 2017 года ее является 381 кредитная организация, при этом 120 банков эмитируют платёжные карты. Национальная система платежных карт была создана в соответствии с Федеральным законом от 27.06.2011 N 161- ФЗ «О национальной платежной системе» и представляет собой совокупность организаций, взаимодействующих по Правилам ПС «Мир» в целях осуществления перевода денежных средств.
Однозначным плюсом является то, что ПРАВИЛА ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЫ «МИР» написаны на русском языке и изложены достаточно понятно, в отличие от американских. Для нас особенно интересным будет Приложение 6 «ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ ДИСПУТОВ». Понятие чарджбэк в ПС МИР отсутствует и заменено на термин ДИСПУТ. Под диспутом понимается спор, связанный с совершением (отказом от совершения) Операции, возникающий как между Участниками, так и между сторонами, участвующими в совершении Операции. При разрешении Споров сторона, право которой нарушено, может требовать у виновной стороны возмещения реального ущерба в полном объеме.
Стандарт платежной системы «Мир». Руководство по разрешению диспутов – вступил в силу с 01.09.2019г.
Сразу обращаем внимание на пункт:
3.1.1. Условия запуска БП Диспут
БП Диспут предназначен для разрешения типовых диспутов, не связанных с несанкционированным использованием карты. Типовыми являются диспуты, существо которых описывается причиной запуска БП Диспут.
Инициатором БП Диспут может быть как Эмитент, так и Эквайрер. Если инициатор БП Диспут – Эмитент, получателем является Эквайрер. Если инициатор БП Диспут – Эквайрер, получателем является Эмитент. Срок, в течение которого инициатор вправе запустить БП Диспут, определяется причиной БП Диспут.
СРАЗУ ПРЕДУПРЕЖДАЕМ:
НСПК “МИР” ИЗМЕНИЛ СРОКИ ДЛЯ ОПРОТЕСТОВАНИЯ ТРАНЗАКЦИЙ.
Если раньше это был срок в 360 дней, то теперь это срок 180 дней.
НСПК “МИР” позволяет эмитентам инициировать диспут при условии:
«Товар не получен»
Причина запуска БП Диспут «Товар не получен» применяется, когда Держатель карты понес финансовые потери по одной из следующих причин:
• ТСП не доставило товар в согласованный срок и, если применимо, в согласованное место;
• ТСП не оказало услуги в согласованный срок;
• ТСП не выполнило работы в согласованный срок;
• ТСП не сможет выполнить свои обязательства в связи с прекращением
деятельности.
Если дата доставки товаров (оказания услуг, выполнения работ) не была согласована, Эмитент использует дату, предполагаемую Держателем карты.
Эмитенту следует рекомендовать Держателю карты попытаться предварительно урегулировать диспут с ТСП напрямую.
ВАЖНЫЙ МОМЕНТ!
НСПК “МИР” уведомляет в новых правилах о том, что:
2.7. Участник не вправе запустить диспутный бизнес-процесс по операции, для которой такой Участник является и Эмитентом, и Эквайрером.
Что имеется в виду:
Бывают случаи, когда банк-эмитент одновременно является и банком-эквайрером (банком, обслуживающим брокер компанию). В этом случае ваш банк не может против себя же инициировать Диспут.
Обратите внимание на пункт:
2.11. Участник вправе инициировать диспутный бизнес-процесс по операции, связанной с оплатой услуг брокерской, инвестиционной, биржевой, конверсионной деятельности, а также азартных игр, однако диспутный бизнес-процесс не применим в случае, когда предметом спора является использование данных инструментов для дальнейшего получения прибыли.
Именно в этом пункте платежная система нам сообщает о максимальной схожести условий с МПС “MasterCard” для опротестования операций.
Таким образом, диспут в платежной системе НСПК “МИР” во многом схож с чарджбэк по “MasterCard”. НСПК “МИР” аналогично требует предпринять попытки урегулирования ситуации покупателя с продавцом, доказательная база практически идентична, однако изменены и сжаты сроки.