Последнее время история вокруг сноса двухъярусного моста в Калининграде наделала много шума. Мнения по поводу сноса или сохранения очень разные, консенсуса до сих пор нет, и принять чью-то сторону довольно сложно. Давайте тезисно разберёмся.
Что нужно знать про этот мост
- Моста начали строить ещё при немцах в начала XX века;
- Мост соединял две стороны реки Преголи, по которой ходили суда, стало бы его нужно было как-то разводить. Немцы выбрали не самый простой способ — поворачивать мост горизонтально на 90 градусов;
- При отступлении из города немецкая армия взорвала мост и фактически уничтожила разводной механизм;
- В Советском союзе мост нужно было как-то восстановить, и отечественные инженеры решили, что самый простой и надёжный способ — подъемный механизм. Таких подъемных мостов в России не очень много, а подъемный двухъярусный — вообще только один;
- C 1965 года мост капитально не ремонтировался, однако каждый день по нему почти непрерывно ездят автомобили и велосипеды, а так же ходят пешеходы;
- Мост признан объектом культурного наследия местного значения, поэтому без применения чиновничьей смекалки демонтировать его нельзя;
- По документа мост принадлежит не муниципалитету, а ОАО РЖД;
Что говорят владельцы
Российским Железным дорогам этот мост, как говориться, на балансе «не впился»:
- Как перевозчика, мост компанию не устраивает — по нему нельзя гонять поезда повышенной длины или веса;
- Проводить ремонт автодорожного полотна и пешеходной зоны за свой счёт компания не хочет, что в целом логично;
- Иметь на балансе объект культурного наследия тоже не с руки — ни снести, ни модернизировать, ни как-то по-другому распорядиться невозможно по закону;
- С начала 2000 РЖД хочет себе отдельный мост без головной боли, зато «с преферансом и поэтессами», что будет с этим старьём в будущем, особой заботы у компании нет.
Что говорят чиновники
- Мост находится в плохом техническом состоянии, но решить, кто и сколько должен платить за ремонт сложно, так как собственник РЖД;
- Вместо старого двухъярусного моста, муниципалитет согласно генплану хочет три новых: автомобильный с шестиполосным движением, железнодорожный и велопешеходный ближе к Музею Мирового Океана;
- Вице-премьер регионального правительства Александр Рольбинов считает, что четыре моста — это перебор, поэтому старый двухъярусный нужно снести. Видимо, три — в самый раз;
- Губернатор Антон Алиханов пояснил, что содержание старого моста обойдётся дорого. По его словам 6.5 миллиарда рублей стоит только автомобильная часть сооружения. Напомню, что полностью весь стадион «Калининград» на Октябрьском острове, построенный в ранее непроходимом болоте, обошёлся бюджету всего в 3 раза дороже 17.75 миллиарда рублей;
- Так как по закону просто так снести объект нельзя, председатель комитета архитектуры и строительства Артур Крупин предложил обойти систему, сняв центральный пролёт и передав его в музей, тем самым сохранив исторический объект;
Что говорят активисты
- Мост уникальное инженерное сооружение, и вообще объект культурного наследия — его только поэтому уже нельзя трогать. К'мон, ребята, вы же сами пишете эти законы;
- Социолог и представитель инициативной группы «Право на город» Анна Алимпиева заметила, что если чиновники говорят, что двухъярусный мост находится в аварийном состоянии, то выходит, что они ежедневно допускают риск тысячами жизней калининградцев;
- Новый мост в целом как объект инфраструктуры может и нужен, но как культурный объект спроектирован хуже — если вас не забанили в Google, то можно легко выяснить, что новый автомобильный мост будет почти точной копией моста Жак-Шабан-Дельмас во Франции;
- Калининградский активист и гид Евгений Мосиенко говорит, что наследие — это не какой-то конкретный объект, мост или собор. Наследие — это смыслы. Нельзя просто перенести часть моста в музей, с тем же успехом можно разобрать Кафедральный собор на кирпичи и выставить эти кирпичи в музее;
- Против строительства нового автомобильного моста высказался архитектор Алексей Архипенко, на его взгляд, уместнее было бы построить тоннель под рекой;
- В новом автомобильном мосту для маломобильных граждан будут установленны лифты, а как мы знаем, лифты в городе, не принадлежащие частному бизнесу, не работают 99% времени.
Что говорят туристы
- В целом, для приезжих туристов как достопримечательность мост так себе, но на безрыбье и рак рыба;
- Если место фотографируют и выкладывают в Instagram — оно является местом туристического притяжения;
- Мост включен в туристические программы различных гидов, и сам объект и его историю туристы оценивают скорее положительно;
- Кто-то даже находит особую романтику в стуке колёс проезжающего сверху поезда;
Выводы
- Абсолютно точно нужно построить новый железнодорожный мост, а старый двухъярусный снять с баланса РЖД;
- Двухъярусный мост в его текущем местоположении абсолютно точно является местом притяжения туристов и даже узнаваемым бренд-силуэтом Калининграда;
- Концепция построить новый железнодорожный мост, оставить старый как культурный объект, а для автомобилей прорыть тоннель — самая интересная и логичная, но её никто не рассматривает;
- Концепция оставить старый мост музеем и построить три новых для транспорта, в целом, не страшная, если на неё не надо действительно тратить 6 миллиардов рублей, потому как это весь бюджет Калининграда с НДФЛ и налогов по упрощёнке. И не дай бог это в год столько надо тратить;
- Идея сноса мне не нравится потому, что есть закон, который регламентирует, как обращаться с объектами культурного наследия, и вот этот вот манёвр с переносом пролёта в музей, будет означать, что закон существует исключительно для граждан, а чиновники могут трактовать его как захотят, если им это будет очень нужно;
- Если рассуждать логически, то снести мост дороже, чем просто поднять, закрыть и пускать на него за деньги туристические группы. Почему руководство региона хочет от него избавится, пока до конца не понятно, так что возможно, это не конец истории.
Ваше мнение
Калининградцы сейчас могут высказать своё мнение в опросе, а жители других городов могут написать в комментариях, что по их мнению, нужно делать с этим мостом.
Если вам понравился материал, ставьте «Палец вверх» или подписывайтесь на этот канал @abrosimov.online.
Про урбанистику недавно были материалы: В Калининградской области появилась первая 3D «зебра» и Как не надо делать велодорожки — на примере Калининграда.
P.S. Коплю на гревел. Ещё осталось накопить 93%.
Спасибо за внимание!