В каком возрасте ребенку стоит начать заниматься в художественной студии, музыкальной школе или танцевальном коллективе? Как стимулировать развитие его творческих задатков и при этом не допустить эмоциональной и физической перегрузки? Какую поддержку малышу должны оказать родители, чтобы его желание учиться вокалу, постигать тонкости акварели или оттачивать танцевальные па не исчезло? Об этом рассказывает Екатерина Калачикова, руководитель Дирекции образовательных программ в сфере культуры и искусства Департамента культуры города Москвы.
Всему свое время
Пожалуй, можно утверждать, что нижней возрастной границы для приобщения ребенка к искусству и начала занятий творчеством не существует. Ведь, к примеру, музыку дети начинают слышать еще в утробе матери. При этом доказано, что классические произведения положительно влияют их нервную систему. Но вот обучать игре на музыкальных инструментах детей стоит не раньше, чем в четыре-пять лет.
Уже в первые год жизни ребенок начинает знакомиться с окружающим миром: на прогулках слышит новые звуки, дома изучает предметы через тактильные ощущения, играя с мамой и папой, учится различать человеческие эмоции и, даже еще не умея говорить, делает первые попытки общаться с окружающими.
Большим подспорьем родителям малышей до года станут подходящие по возрасту развивающие игрушки. К примеру, ребенка, умеющего сидеть, можно приобщать к рисованию пальчиковыми красками, ближе к году – научить собирать цветовые пирамидки, а с 2-3 лет − лепить из пластилина и глины, создавать несложные аппликации и фигуры из кубиков. Все эти занятия не только знакомят малыша с миром цветов и красок, позволяют ему творить и создавать, но и задействуют мелкую моторику (о том, почему ее важно развивать и как это сделать, можно почитать здесь).
С 3-4 лет малыша можно начать водить на уроки хореографии, а богатое воображение, свойственное детям этого возраста, использовать для развития актерских способностей.
Выходите вместе в свет
В приобщении к искусству и раскрытии творческого потенциала ребенка очень помогают посещения театра и концертов. На спектакли детей начинают приводить, как правило с 2,5–3 лет, но встречаются и более юные театралы – многое зависит от характера и усидчивости малыша. Важно помнить, что к выбору постановки родителям стоит относиться серьезно − она должна соответствовать возрасту ребенка и кругу его интересов.
Находясь в театре или на концерте, понаблюдайте за реакциями малыша на происходящее на сцене, а после попросите поделиться впечатлениями об увиденном и услышанном. Спросите, что ему понравилось больше всего, а что не очень. Возможно, он расскажет, что самым красивым был танцевальный номер или в ответ станет напевать песенку главного героя спектакля, имитируя его интонации, – важно, что такие беседы с ребенком помогут вам выявить его предпочтения и даже творческие задатки. И чем более разноплановыми будут представления, на которые вы отправитесь вместе, тем точнее вы сможете определить склонности малыша.
Создайте творческую среду
Обустройте дома удобное место для детских творческих занятий, украсьте его игрушками и рисунками. Мастерите с ребенком поделки из подручных материалов, рисуйте, лепите, играйте, пойте и танцуйте вместе с ним.
Во многих детских садах сейчас с детьми занимаются бальными и народными танцами, вокалом и рисованием. Если в вашем детском саду таких занятий нет, хороший вариант – посещение школы искусств или специализированной (хореографической, художественной и т.п.) школы, при которой работает подготовительное отделение для детей от 3-4 лет.
Выбирая школу искусств, заранее сходите туда с ребенком на День открытых дверей, чтобы познакомиться с обстановкой, пообщаться с педагогами, родителями, детьми. Обязательно обратите внимание, насколько комфортно вашему сыну или дочке в этом учреждении, поскольку полноценное творчество возможно только в приятной атмосфере.
Вдохновляйте, а не критикуйте
По мере взросления увлечения юных творцов могут меняться. Если ребенку сначала понравилось рисование, а через год-полтора интерес к нему пропал, не стоит упрекать не состоявшегося художника за это. Лучше спросите, что еще он хотел бы попробовать.
Еще одно правило – не критикуйте плоды творческого труда ребенка. Если хотите дать совет, сначала искренне похвалите и обозначьте успехи, а позже дружелюбно и деликатно отметьте, что можно улучшить.
Главное – радость и созидание
Задача взрослых – поддерживать малыша во всех его творческих начинаниях, прислушиваться к его желаниям и не подавлять индивидуальность. Мышление у детей более гибкое, чем у нас, они смотрят на мир иначе, у них нет такого количества барьеров, штампов и ограничений, как у взрослых.
Помните, что смысл детского творчества не в том, чтобы научиться хорошо рисовать или петь. Дело не в погоне за результатами, поэтому не подгоняйте ребенка, не допускайте переутомления – это только снизит его интерес к продолжению занятий.
Не пытайтесь загнать порывы ребенка в свои рамки, дайте ему возможность уверенно проявлять себя, лишь аккуратно направляйте и старайтесь не забывать − навязывая собственное мнение, мы рискуем подавить любопытство и инициативность наших детей.
Благодарим Департамент культуры города Москвы и библиотекарей столицы за предоставленные материалы и помощь в подготовке статьи.
Оригинальная статья размещена здесь.
Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.