Доброго времени суток, друзья!
Сегодня мы приступаем к изучению глаголов III спряжения. К ним относятся глаголы, которые в неопределенной форме оканчиваются на -ire. Образование личных форм глаголов происходит по аналогии с глаголами I и II спряжения, то есть личные формы глаголов образуются с помощью прибавления к глагольной основе личных окончаний данного спряжения. Давайте разберем это на примере глагола Partire [парти́рэ] per ― уезжать в ...
Для начала выделим глагольную основу:
partire : partire → part-
Теперь к выделенной глагольной форме будем добавлять личные окончания:
io part-o [па́рто]
tu part-i [па́рти]
lui, lei, Lei part-e [па́ртэ]
noi part-iamo [партья́мо]
voi part-ite [парти́тэ]
loro part-ono [па́ртоно] ☆
☆ - не забываем, что в глаголах, соотносимых с формой loro (они), ударение передвигается на один слог влево, то есть падает на третью с конца гласную.
Я думаю, что вы обратили внимание на то, что окончания глаголов III спряжения совпадают с окончаниями глаголов II спряжения, за исключением формы, соотносимой с voi (вы): здесь у глаголов III спряжения окончание -ite, тогда как у глаголов II спряжения ― -ete. То есть разница в личных окончаниях у глаголов обеих групп всего в одной букве!
Теперь для закрепления рассмотрим некоторые из наиболее часто употребляемых слов:
Aprire - открывать
io apr-o [а́про]
tu apr-i [а́при]
lui, lei, Lei apr-e [а́прэ]
noi apr-iamo [апрья́мо]
voi apr-ite [апри́тэ]
loro apr-ono [а́проно]
Sentire - слышать, чувствовать
io sent-o [сэ́нто]
tu sent-i [сэ́нти]
lui, lei, Lei sent-e [сэ́нтэ ]
noi sent-iamo [сентья́мо]
voi sent-ite [сенти́тэ]
loro sent-ono [сэ́нтоно]
Потренируемся:
1. ― Signiore, mi scusi, da che binario parte il treno per Bolognia? ― I treni per Bolognia partono dal binario №5.
― Синьор, прошу прощения, с какого пути отправляется поезд в Болонью? ― Поезда в Болонью отправляются c 5 пути.
2. ― Quando parti per l'Italia? ― Parto per l'Italia presto.
― Когда ты уезжаешь в Италию? ― Я уезжаю в Италию скоро.
3. Apri la finestra, qui fa caldo! ― Открой окно, здесь тепло!
4. Ragazzi, aprite i quaderni e scrivete le frasi. ― Ребята, откройте ноутбуки и пишите фразы.
5. ― Amici, sentite una bellissima musica? ― Si, certo sentiamo la musica, però come è triste!
― Друзья, вы слушаете прекрасную музыку? ― Да, конечно, мы слушаем музыку, тем не менее как это грустно!
В следующий раз мы разберем особые формы глаголов III спряжения.
До новых встреч!