Случай этот произошел на заре моей туманной юности, когда, ещё будучи студенткой факультета дефектологии, подрабатывала в интернате. Начитавшись Корчака и Макаренко, я считала, что каждый ребёнок – «чистый лист».
Поступил к нам из дома ребёнка мальчик, Витёк. Родителей своих никогда не видел: отец, вор-рецидивист и жёсткий неудачник, профиль «квартирные кражи со взломом», всю жизнь провёл в тюряге и там же его прирезали за неумелое шулерство. Умер, так и не узнав, что подруга «с последней воли» понесла. Мать – малолетняя героиновая наркоманка, единственная забалованная дочь, поздний ребёнок двух слабовольных пенсионеров, которые никак не препятствовали её решению оставить сына на попечении у государства, - умерла от передозировки в тот же год. Всё. И покатился Витёк по свету. И вот этот «чистый лист» попадает к нам в интернат, и в интернате начинают пропадать вещи: старые стоптанные чешки хореографа, резиновая груша из медкабинета и прочее никому не нужное старьё...
Но! Всё это «кражи со взломом», воришка зарится только на то, что находится под запором, расковыривает замок и хватает любую дрянь, которую до этого времени прятали от чужих глаз. У музработницы рядом с пианино, на виду, стояли отличные новые туфли, но Витёк зачем-то прихватил старые протёртые чешки, сбив при этом петли с дверцы шкафчика.
А что это именно новенький мы поняли сразу; он и не прятал вещи, просто сваливал добычу под кровать и ... улыбался ничего не значащей улыбкой потомственного дегенерата.
Вот почему меня так зацепила статья доктора из Белорусии Андрея Беловешкина про эпигенетическое (мягкое) наследование. Он подробно объясняет, почему за наш образ жизни будут расплачиваться дети и внуки и что мы можем передать им через «мягкое наследование». Именно эту /выстраданную/ информацию я бы хотела доступно передать своим читателям.
Ваше отношение к миру касается не только вас, господа, делайте выводы...
В греческой мифологии семь поколений Тантала расплачивались за грех детоубийства, но в Библии цифра более достоверная – третье-четвертое поколение. «Я Господь, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня " (Исх.20:4-6)». Сейчас мы можем считать эти эмпирические наблюдения проявлением эпигенетического наследования.
Термином «мягкое наследование» иногда обозначают изменения активности генов, вызванных эпигенетическими изменениями (эпимутациями) в противоположность «твердому» наследованию, закодированному в последовательности нуклеотидов ДНК. При этом могут одинаково передаваться как негативные, так и позитивные признаки.
Любопытно, что при сохранении постоянных внешних условий мягкое наследование может накапливаться и признаки будут становится более выраженными. Сумму эпигенетических модификаций условно можно назвать эпигеномом. Особенность эпимутаций в том, что они возникают не случайно, а под воздействием среды, особенно важно – возникают в промоторных участках генов и влияют на их активность. Как говорит поговорка, настоящим интеллигентом может считаться только тот, чьи бабушки и дедушки были интеллигентами, не иначе.
Уже классическими стало исследование про стресс и заботу у крыс. Если крыса-мать очень заботлива к детям, то ее дочери тоже будут таким же заботливыми. Частые контакты с матерью в детстве приводят к эпигенетическому метилированию промоторов генов, отвечающих за стрессовую реакцию. Поэтому у стрессовых матерей будет более стрессовое потомство, которое будет еще хуже заботится о своем потомстве.
Верно и обратное – позитивная забота может служить достоянием будущих поколений и залогом их высокой стрессоустойчивости, стресс in utero и депрессия у матери – причина целого ряда нарушений. Если со стороны матери сильнее наследуются факторы беременности и раннего детства, то со стороны отцов ситуация сложнее. Вклад эпигенетического наследования с их стороны даже сильнее из-за интенсивного размножения половых клеток.
Научно доказано, что со стороны отцов (даже без контакта с потомством) может передаваться страх к некоторым запахам. Ученые выработали рефлекс страха у мышей на запах вишни (били током). Потом взяли сперму этих мышей и использовали её для оплодотворения самок. Когда потомки этих пар подвергались воздействию этого запаха, они демонстрировали страх и тревогу. Но самое интересное, что страх передавался на три поколения!
Недавно было доказано, что даже склонность к кокаиновой зависимости передается через отцов. Поэтому так страшны зависимости – они не только неизлечимы при жизни, но еще и передаются потомкам!
Сильно влияют на эпигеном социальные факторы. Метилирование генома коррелирует с уровнем социально-экономического статуса семьи. Различия метилировании у семей с разным доходом затрагивает более 6000 генов. Любопытно, что больше всего различий было у тех, кто с детства рос в разных условиях (1252 гена), разница в 545 генов была у тех, кто в детстве вырос в одинаковых условиях, но потом улучшил свою позицию в социальной иерархии. Именно поэтому многие капиталы полностью спускаются уже внуками.
С другой стороны, есть примеры фантастически устойчивых династий продолжительностью около тысячи лет. Исследователь Кларк обнаружил, что потомки знатных воинов, которые прибыли с Вильгельмом Завоевателем в Британию, упоминаемые в "Книге Судного дня" (1086 год), чаще всего встречались среди студентов Оксфордского университета даже в настоящее время.
Как это можно использовать? Ну уж конечно не для нытья «предки виноваты», а для понимания того, что вы укреплением своего здоровья, доходов и культурного уровня делаете это не только для себя, а для целой цепи будущих поколений. Это реальный эпигенетический дар, который будет актуальным много лет спустя вашей смерти. И сейчас именно вы в переломной точке поколений из прошлого в настоящее – и именно от вас зависит, что вы передадите: свои болячки, зависимости и страхи или крепкое здоровье, заботу, стрессоустойчивость и уровень жизни.