Найти тему
Газета "Премьер"

Один и без оружия: как вологжанин выследил "гордость Германии"

Оглавление

12 сентября 1943 года английская авиаразведка доставила из норвежского Альтен-фьорда бесценные сведения о месте базирования гордости Германии — линкора «Тирпиц», позволившие осуществить против этого фашистского корабля подводную диверсию. В действительности же англичане использовали данные уроженца Никольского уезда Вологодской губернии Леонида Елькина, впоследствии Героя Советского Союза.

Зная Елькина, его боевые товарищи не сомневались: во время своего последнего вылета он пошёл на какой-то отчаянный риск.  | Фото с сайта wikimedia.org
Зная Елькина, его боевые товарищи не сомневались: во время своего последнего вылета он пошёл на какой-то отчаянный риск. | Фото с сайта wikimedia.org

Его заслуги признали: в мае 1944 года он был посмертно награжден орденом Британской империи V степени.

Но имя этого выдающегося воздушного разведчика, из-за ранения ослепшего на один глаз, а потом не вернувшегося с очередного задания и ставшего главным героем документальной повести Александра Ткачёва «Охота на «Тирпица», по-прежнему замалчивается в трудах западных историков войны. А вот в России он, например, включён в изданный в 2002 году энциклопедический словарь спецслужб «Разведка и контрразведка в лицах»...

Леонид Ильич Елькин (1916-1944) — командир эскадрильи 118-го отдельного разведывательного авиационного полка военно-воздушных сил Северного флота. За годы Великой Отечественной войны капитан Елькин произвёл 254 боевых вылета, из них 129 ночью на бомбежку войск противника и 125 днём на дальнюю и ближнюю разведку коммуникаций и военно-морских баз врага. А ещё Елькин перевозил раненых, доставлял боезапас и продовольствие спецгруппам, находившимся в глубоком тылу противника. Неоднократно встречался в воздухе с самолётами противника и выходил из боевых столкновений победителем.

Что с ним случилось в последнем полёте — загадка до сих пор.

«Подарок» от подлодки

С первых дней Великой Отечественной Елькин — летчик 118-го разведывательного авиаполка.

При выполнении задания по поис­ку новых аэродромов в районе Новой Земли 27 июля 1942 года в губе Малые Кармакулы самолёт Елькина был обстрелян немецкой подводной лодкой и получил тяжёлые ранения в голову, лишился одного глаза. После госпиталя вернулся в свой полк и, несмотря на то, что был признан негодным к службе, добился разрешения продолжать полёты. С сентября 1943-го — командир авиационной эскадрильи 118-го отдельного разведывательного авиационного полка ВВС Северного флота. Награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды.

Но главный подвиг был впереди.

Охота на линкор

В конце августа 1943 года из Англии в СССР, в порт Мурманск, на эскадренном миноносце прибыло подразделение британской воздушной разведки. Тройка «спитфайров», выделенная в его распоряжение, вскоре приземлилась на аэродроме под Мурманском. Самолёты были оборудованы для ведения фоторазведки. К операции под кодовым названием «Брон» (цель — уничтожить фашистский линкор «Тирпиц») привлекались также шесть океанских подводных лодок и шесть карликовых субмарин.

Но вот беда: из-за плохой погоды английские лётчики-разведчики никак не могли сделать снимки Альтен-фьорда, где базировался линкор. Операция оказалась на грани провала. И тогда 12 сентября в 14:30 в этот район вылетел капитан Елькин. Над всей акваторией фьорда — заряд дождя и мокрого снега. Летчик снизился до пятидесяти метров, но и на такой высоте видимость нулевая. Возвращаться? Ни в коем случае. Запас горючего позволяет кружиться над фьордом, тем более что никто по его «спитфайру» ни разу не выстрелил.

Благодаря информации, добытой Елькиным, английским подводникам удалось нанести повреждения «Тирпицу» (на снимке линкор запечатлён в норвежском Альтен-фьорде) и на полгода вывести его из строя. | Фото с сайта wikimedia.org
Благодаря информации, добытой Елькиным, английским подводникам удалось нанести повреждения «Тирпицу» (на снимке линкор запечатлён в норвежском Альтен-фьорде) и на полгода вывести его из строя. | Фото с сайта wikimedia.org

Через полчаса непогода несколько утихомирилась. И тотчас береговая и корабельная зенитная артиллерия открыла по одинокому самолету огонь из всех стволов. Тем не менее капитан снизился до бреющего и трижды пролетел над фьордом, фотографируя все крупные корабли.

Когда спустя шесть часов со времени вылета его самолет приземлился на своем аэродроме, англичане не поверили, что он сумел выполнить задание. А когда на снимках увидели фашистские линкоры, стреляющие по самолету, и всю вражескую морскую базу, недоверие сменилось восхищением. По их признанию, советский летчик совершил невозможное: фотографировал с бреющего полета, в то время как английские летчики ниже пяти тысяч метров не спускались: на этой высоте «спитфайры» были для зениток недосягаемы.

Леонид Елькин охотился на фашистский линкор на самолёте «Спитфайр» (англ. Spitfire, в буквальном переводе — «злюка, вспыльчивый»). Всего было собрано более 20 тысяч «спитфайров», часть машин досталась СССР по ленд-лизу. | Фото с сайта wikimedia.org
Леонид Елькин охотился на фашистский линкор на самолёте «Спитфайр» (англ. Spitfire, в буквальном переводе — «злюка, вспыльчивый»). Всего было собрано более 20 тысяч «спитфайров», часть машин досталась СССР по ленд-лизу. | Фото с сайта wikimedia.org

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 января 1944 года за доблесть и мужество, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, за умелое воспитание подчинённых и образцовое руководство эскадрильей капитан Елькин был удостоен звания Героя Советского Союза.

А 29 февраля 1944 года он не вернулся с задания, производя разведку в район Нарвика (Норвегия)...

Последний вылет

В отчёте о боевой деятельности 118-го разведывательного авиаполка за первый квартал 1944 года есть такие строки в графе «Потери материальной части»: «29.02.44 г. «спитфайр», вылетевший на разведку порта Нарвик, с задания не вернулся».

В дневнике адмирала Головко под той же датой читаем:

«Не вернулся с разведки Елькин. Ходил на «спитфайре» до Нарвика. Видимо, не хватило горючего. Мог встретить на высоте ветер. У него на самолёте запас продовольствия на 1,5 месяца. Хочется верить, что Елькин сможет добраться до своей территории. Во всяком случае, думаю, что он жив».

Последние слова, которые услышали от Елькина на командном пункте полка, были: «Атакован «фоккерами...»

Он не мог даже вступить в бой с истребителями противника. Потому что бортового оружия на «спитфайре»-разведчике не было никакого — не положено. А три фотопулемёта никого не защитят...

На территории Музея ВВС Северного флота Леониду Елькину установлен памятник. Имя Героя увековечено в числе имён 898 летчиков, штурманов, стрелков-радистов ВВС Северного флота, погибших в боях 1941-1945 годов, чьих могил нет на земле. Имена высечены на каменных плитах мемориала, открытого 17 августа 1986 года на берегу Кольского залива, в посёлке Сафоново.

Алексей Кудряшов

Подробнее о жизни и подвиге Леонида Елькина читайте на сайте газеты "Премьер". Подписывайтесь на канал, вас ждёт ещё много открытий!