Марь Иванна в задумчивости стояла на остановке автобуса. Кругом галдели люди: бегущие с работы взрослые, плетущиеся из сада дети, митингующие старушки.
- Тихо всем! – вдруг заорала она. – Закрыли рты! Еще раз внимательно слушаем.
Остановка замерла. Женщина огляделась.
- Простите, - сказала она виновато, - думала, что я в классе, тяжелый день был.
- Сейчас наша выпускница Танечка расскажет, как интересно учиться в юридическом колледже. Возможно, кто-то из вас захочет туда поступить, - произнесла завуч, прервав урок литературы.
Второкурсница вышла к доске и начала спич:
- У нас очень хороший колледж. Поступить легко. Но надо сразу купить форму. Моя стоит десять тысяч. Ну, и за обучАние заплатить. А в остальном все бесплатно. Допустим, у вас не СДАТА работа. Это ничего страшного, потому что первая контрольная ПРОБОЧНАЯ. Вторая уже оценивается. Еще нас хорошо ОКАРМЛИВАЮТ, в столовой множество еды. Практику мы проходим в СЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ комитете.
- Может в следственном? – не выдержала Марь Иванна.
- Ну, может, - продолжила Танечка, - еще есть общежитие. Я там не живу, но регулярно бываю, - зачем-то добавила она. – Если у вас есть вопросы, задавайте.
Класс молчал.
- Хорошо, - сказала второкурсница, - пойду в 9 «Б».
Она вышла. До конца урока оставалось двадцать минут, и Марь Иванна стала опрашивать учеников.
- Профориентационная минутка окончена. Настя, готова биографию Пушкина рассказать?
- Конечно. Александр Сергеевич родился на Мойке.
- Где на Мойке? – уточнила учитель.
Анастасия задумалась. Кто-то их одноклассников шептал: «Авто».
- На автомойке, - заключила ученица.
- ??
- Ну, может, до роддома не успели доехать? Марь Иванна, чего вы так на меня смотрите?
- Садись, Настя. Семенов, хватит ржать, ты стихотворение выучил?
- А то.
- Рассказывай, Семенов.
- И сердце бьется в упоясьи…
- В чем? – удивилась Марь Иванна.
- В упоясьи.
- Ааааа.
- И сердце бьется в упоясьи, И для него настали вновь и божество..
- Безобразие, - тихо прокомментировала учитель.
- И божество, и безобразие, и жизнь, и слезы, и любовь. Какая у меня оценка?
- Трибидень.
- Как это?
- Вот когда расскажешь мне, что такое упоясье, тогда объясню, что такое трибидень.
- Хорошо, в интернете посмотрю.
Прозвенел спасительный звонок. Марь Иванна выбежала в холл, на дежурство опаздывать нельзя, вдруг кто-то треснется башкой о стенку – а ты тут как тут. Предотвратить не можешь, зато была на рабочем месте, все видела, грамотно составишь объяснительную.
На перемене чаю попить не удалось. Пошла в пятый класс.
- Дети, пишем самостоятельную работу.
«Хоть передохнУ немного», - подумала учитель.
- Открываем тетради, отступаем две строчки вниз и пишем число.
И тут, как обычно, изо всех сторон класса посыпалось:
- Сколь строчек отступаем? А отступать надо? А где число писать? А число писать? А что пишем? Подождите, я еще не дописал, а «классная работа» писать или «самостоятельная»?
- Ну-ка тихо! Закрыли все рты! Еще раз внимательно слушаем…
Наконец-то работа началась. Марь Иванна устало опустилась на стул в надежде все-таки отдохнуть.
- Скажите, пожалуйста, конь кабежЕц – это дикое животное или домашнее? – тихо спросила отличница Дина.
- Откуда ты это взяла?
- В упражнении написано: слова разделить по категориям «животные», «спорт», «посуда», а их еще на подкатегории. Я не знаю, куда коня писать, в домашние или в дикие.
- Покажи текст.
Девочка подошла с учебником.
- Аааа, конькобежец, - прочитала Марь Иванна, - дети, ответьте, пожалуйста, кто такой конькобежец?
Дети молча смотрели на учителя, давая понять, что сие существо им неведомо. Пришлось объяснять, чтобы не попало в дикие животные.
- Самостоятельная работа окончена. Повторяем части речи. На доске написаны слова, вам необходимо определить, к чему они относятся. Вова, начнем с тебя, работаем устно.
- Первое слово «лапоть» - это глагол.
- Почему? – не переставала удивляться учитель.
- Ну, как. Ну, это когда кого-то лапаешь.
- Дети, посмотрите на картинку в учебнике. Лапоть – это старинная обувь…
Но Марь Иванна не успела до конца просветить учеников – в дверь постучали.
- Ваш Семенов сломал руку на физре. Залез под потолок на канат и сиганул оттуда.
- А мат?
- Ааа, это, - улыбнулась старшеклассница, - физрук матерился, как же без этого. Вам срочно надо позвонить родителям Семенова, директор сказала.
«Хорошо не в мое дежурство», - подумала Марь Иванна и вышла из класса звонить семье потерпевшего.
На следующем уроке у нее было окно. Можно попить чаю и проверить работы. Она наполнила кружку кипятком, опустила пакетик и открыла первую тетрадь: «Стая дрочей поднимала галдеж»,- писал пятиклассник. «Интересно, - думала Марь Иванна, - как он их себе представляет, этих неведомых птиц? От какого корня производная? Драться или…Надеюсь, что драться».
Ее размышления прервал дежурный завуч.
- Ваш Канатоевский лампочку в рот засунул, придурок. Идите к травматологу. Я вас отпросила.
«Попила чайку. Благо больница за углом», - сокрушалась Марь Иванна.
- Фамилия, имя, отчество, - с издевкой спрашивал хирург начинающего электрика.
- Ммммм, -отвечал тот.
- Вы мать?
- В некотором роде. Я классная мать.
- Со сломанной рукой случайно не ваш был?
- Случайно мой.
- О как! Повезло вам с ученичками.
Пока врач доставал из Канатоевского лампочку Ильича, Марь Иванна придумывала для него казнь: будет вечным дежурным по классу, нет, «Войну и мир» три раза перепишет или заставлю выучить «Евгения Онегина» наизусть.
- Забирайте, - сказал хирург, выталкивая из кабинета счастливого ученика.
Пока вернулись в школу, начался следующий урок. Марь Иванна вошла в класс, но не успела поздороваться с детьми, как дверном проеме показался Канатоевский с лампочкой во рту.
- Он что, совсем дебил, - спрашивал хирург, - не надеясь получить отрицательный ответ. – Ты какого черта опять ее засунул?
- Дети сказали, хотел показать, как вы ее вытаскивали, - ответила учитель.
- Сколько работаю, такого ни разу не видел. Обычно одного визита хватает. А у этого повторение – мать заикания.
- Спасибо, доктор, - устало сказала Марь Иванна, - до свидания.
- Ну, уж нет, больше не приходите ко мне, я вас не жду.
Пока навещали врача, уроки закончились. Голодная Марь Иванна быстро собралась домой, вылила остывший чай в раковину и поспешила к остановке.
- Дэвушка, где здэсь зона? – спросил учительницу высунувшийся из окна тонированной «шестерки» мужчина.
- Зона чего? – спросила она, перебирая возможные варианты: зона комфорта, зона ближайшего развития, игровая зона…
- Зона, в смысле турма.
- А, вы про эту. Спуститесь на один квартал ниже, там указатель, не пропустите.
«А все-таки символично, что рядом со школой тюрьма находится», - подумала она.
На остановке было много народа, в ожидании автобуса Марь Иванна задумалась…
А дальше вы уже знаете.
ЛАНА КЕЛЬТ.