В начале 1920-х годов начинаются активные дискуссии о судьбе моды в Советском государстве. С одной стороны, она представлялась чуждым для бесклассового общества элементом, характеризующимся исключительно «бесполезным украшательством». Кроме того, гендерное равенство, провозглашенное революцией, раскрепостило женщину, что привело к тому, что Высокая мода, ассоциировавшаяся в среде радикальных феминисток с представлением о женщине как о красивом придатке мужчины, также перестала отвечать чаяниям общества.
С другой стороны, правительство видело целесообразность в создании нового визуального кода в образе гражданина, который бы отражал его общественные и личностные ценности. Эти требования к моде, к тому же, должны были воспевать идеалы равенства и многообразие культур и традиций различных народов, обитавших на территории молодого Советского государства. Также перед специалистами была поставлена задача создать костюм, пригодный для массового производства.
Накладывал свой отпечаток на формирование советской моды и недостаток в крупных швейных предприятиях, которые и при царской власти были немногочисленными, а после революции их число едва ли превышало три сотни.
Активную разработку новых форм костюма стимулировала и конкуренция трестов, в которые по территориальному признаку объединялись предприятия, с частными швейными мастерскими, перетягивавшими на себя львиную долю клиентов. Преимуществом же для советских модельеров была готовность текстильной промышленности к экспериментам в производстве тканей и орнаментов, а также желание молодых художников переосмыслить традиционные формы костюма.
Все это и сформировало основную концепцию новой «советской моды», которая включала в себя следующие черты:
- Советский костюм должен быть функциональным. Так Александра Экстер утверждала, что в стране, где основную часть населения составляют трудящиеся, одежда должна быть прежде всего удобной, не сковывать движения, соответствовать характеру работы и времени года.
- Рабочий костюм советского гражданина должен иметь максимально простую геометрическую форму, благодаря чему станет возможным в довольно короткие сроки организовать массовое производство.
- Отличительной чертой одежды должны стать не вычурный декор, а цвет и орнамент ткани, вдохновленные традиционной одеждой различных народов республики, яркие и понятные для населения.
Именно эти черты, по задумке специалистов, должна воплощать в себе новая советская мода, которая характеризовалась не только созданием концепции прозодежды, но и четким осознанием необходимости непроизводственной одежды, способной отразить индивидуальность человека, его характер и интересы, а также сочетаться с движениями тела.
Вот как описывается современная мода в журнале «Красная Нива» за 1923 год.
Русская мода
Одним из интересных заданий в области современного костюма является разработка и применение форм и характера народного костюма к костюму нашей повседневной жизни. Целесообразность народного костюма, благодаря вековому коллективному творчеству народа, может служить как идеологическим, так и пластическим материалом, вложенным в нашу одежду города. Основные формы народного костюма всегда мудры. Так, если для примера мы возьмем народный костюм Киевской губернии, то увидим, что он состоит из юбки (верхней кофты), плахты (юбки) и рубахи с расшитыми рукавами и подолом. Такой народный костюм своего рода прозодежда, рассчитанная на физический труд, легко переходит из зимней в летнюю и из повседневной в праздничную и для последнего вида лишь с незначительными прибавлениями, как-то: бус, венков, яркого фартука. Из подобного характерного костюма, связанного с условиями жизни и труда, выработанного в определенной атмосфере, основанной на чувстве характерных физических особенностях русского телосложения, легко создать одежду города, положив в основу все задания народного костюма с его красочностью. Именно, взяв известную красочность и разметив ее в ритмической последовательности на целесообразно сделанном костюме, мы получаем тот тип одежды, который и является отвечающим нашей современной жизни.
Вас также могут заинтересовать следующие материалы:
"Революционный стиль": красные платки на обложках журнала "Работница" 1920-х годов
Модные тенденции осени 1922 года
Мода на страницах женских журналов первой половины 1920-х годов