Зачастую, погружаясь в книгу, мы настолько поддаемся очарованию автора, что совершенно не замечаем откровенных подтасовок и нелепиц. В науке это называется !наивный читательский реализм" - вера, что всё происходило именно так, как написано в книге. Давайте же разберемся, что авторы приукрашивают чаще всего.
1. Исторические личности
Первыми под удар попадают выдающиеся деятели прошлого. Во многом это оправдано художественным замыслом. Описание исторического периода будет недостоверным, если не наполнить его узнаваемыми героями. Однако, как показывает практика, среди известных исторических личностей однозначно "хороших" и 100% "плохих" можно на пальцах одной руки пересчитать, а художественных текст любую двусмысленность превращает в бомбу замедленного действия. Вот писатели и работают саперами - трансформируют реального человека в образ, оставляя всё ценное и закрывая глаза на неудобное. Примеров море. Вспомним Наполеона в романе "Война и мир". Изнеженный и высокомерный выскочка с жирными ляжками. Согласитесь, образ далёк от выдающегося полководца. Или Софья Голлидэй из цветаевского "Повесть о Сонечке". Воздушная, нежная, ничего общего с воспоминаниями МХАТовцев. Марина Ивановна на такие мелочи внимания не обращает.
2. Время действия
Машину времени уже изобрели. Это были литераторы, и время от этого не в восторге. Над этой категорией измерения реальности писатели извращаются как могут и довольно давно. То 10 минут тянутся до бесконечности, то выпадает по полгода жизни. Ретроспекции и параллельные повествования ситуацию только усложняют. Не могу сказать, что такие трюки всегда спланированы заранее. Некоторые авторы настолько детально описывают происходящее, что хронотоп растягивается сам собой. Другие наоборот бегут вслед за сюжетом, и время бежит. А куда ему деваться? В художественном мире автор - бог. Например, в бестселлере Дэна Брауна "Ангелы и демоны" общее время действия меньше суток, но автор забил его деталями и отступлениями настолько, что по ощущениям проходит не меньше пары недель. В противовес вспоминается вечный Робинзон Крузо. 28 лет на острове иной раз пролетают как миг.
3. Быт
Помните расхожую шутку о цитате Ленина про интернет? В художественной литературе такие ляпы встречаются повсеместно. Не настолько очевидные, разумеется, но не менее абсурдные. То подводит знание географии, то средневековые хижины обзаводятся стеклами в окнах, а славянское фэнтези вообще не может обойтись без картошки, которой до 18 века на Руси и знать не знали. Объяснение этому феномену дал Умберто Эко. В сборнике "Записки молодого романиста" он утверждает, что писатель должен писать только о хорошо известном и быть втрое внимательнее к незнакомому. От себя добавлю, что и к знакомому тоже. "Круглый стол овальной формы" из романа "Преступление и наказание" давно уже стал притчей во языцех. А у Льва Николаевича Толстого, уже нами помянутого, Венера движется по небосклону в обратном направлении.
При всех неточностях, мы должны помнить, что художественная литература предназначена для души. И хотя мы можем почерпнуть из этих произведений некие полезные сведения, в научной литературе они достовернее.
Спасибо, что были с нами!
Подписывайтесь на канал. Оставляйте комментарии.