Во время посещения Третьяковской галереи я удивилась тому, как много в ней картин передвижников. Это логично, ведь Павел Третьяков жил во время расцвета этого движения. Чем так интересны картины художников того времени? В чем их злободневность?
Сегодня я расскажу о пяти картинах, чей посыл потряс меня.
Николай Ярошенко "Кочегар"
Первое, что бросается в глаза зрителю - могучие, натруженные руки кочегара. Ярошенко создал образ русского пролетария в капиталистическом мире. До него ещё некоторые художники создавали образы рабочего, но привязывали их к крестьянскому труду и быту.
Кочегар задумался. Его добрые, но бесконечно грустные глаза смотрят в упор на зрителя. Они вызывают вину у тех, кто ведёт праздную жизнь, ведь именно таким простым труженикам мы обязаны всем.
Образ Глухаря из рассказа Гаршина "Художники" навеян образом кочегара с картины Ярошенко. Если писатель рисует человека смертельно уставшего, изнуренного непосильной работой, то художник придает своему герою другие черты. Кочегар Ярошенко - могучий богатырь. Отсветы от печи оставляют блики на бесформенных сапогах, свободной рубахе и черных от золы, сильных руках."Вот, кто трудится!" - будто восклицает художник.
Виктор Васнецов "С квартиры на квартиру"
Многие знают этого Васнецова, как художника-сказочника. Товарищество передвижников сначала не хотело выставлять эти картины на выставке - они перечили правилам передвижников рисовать действительность. Первыми картинами Васнецова и были такие реалестично-обличительные полотна, среди которых и "С квартиры на квартиру".
Эта картина с лёгкостью могла бы иллюстрировать какое-нибудь произведение Достоевского. Мрачный, серый, нагнетающий пейзаж Петербурга говорит зрителю, что перед ним "униженные и оскорблённые". Можно понять, как бедны старик и старуха - все их пожитки уместились в небольшой узел. Видимо, не хватило денег заплатить за жильё, поэтому старой паре пришлось съехать. На их лицах мрачная обречённость, недоумение и растерянность. Одиночество стариков подчеркивает их одежда -самое темное пятно на картине. Только маленькая собачонка смотрит на них, забежав вперёд. Больше они никому не нужны.
Григорий Мясоедов "Земство обедает"
История создания картины - тайна, которую исследователи очень долгое время пытались разгадать. Не сохранилось ни набросков, ни писем друзьям от Мясоедова, где бы он рассказывал о создании картины. Отец художника был мелкопоместных дворянином и, вероятно, Мясоедова и самому приходилось ездить в уездный центр, по делам вместе с отцом. Там и могла зародиться идея этой картины.
Крестьяне, которые сидят у здания земства отнюдь не ходоки-просители, а крестьянская часть земства, приехавшая для участия в уездном собрании мужиков-гласных. Земства ведали определенными хозяйственными и культурно-просветительными вопросами. Несмотря на то, что крестьяне тоже могли принимать участие в управлении, решающим было слово представителей землевладельцев. Художник показывает то, в каких неравных условиях находятся люди.
Из окна виден лакей, протирающий посуду после обеда зажиточных представителей уездного собрания, а мужики ждут у входа, обед их прост. Краюха хлеба, головка лука, соль. Много внимания уделяет художник деталям: заскорузлые рукам, трякицам, тканям. Мужики погружены в невесёлые думы: их лица грустны, сосредоточены. Одетые в старую одежду и поношенный лапти крестьяне сидят на земле у здания земства.
Илья Репин "Крестный ход в Курской губернии"
Сколько людей на Руси! И собираются они все вместе на крестный ход. Этот эпизод и изобразил художник. На картине он не только показывает разных людей и характеры, но и изобличает некоторые пороки русского народа.
Перед нами снова разрыв между простым народом и "власть имеющими". Во время крестного хода должно быть 11 священнослужителей, но, как мы видим, на картине всего 2 священника (остальные в процессе не участвуют, а просто идут в толпе). Перед нами вера народа, такая какая она есть. Крестьяне: и зажиточные, и не очень- идут за святыней по жаре и пыли. Видимо, духовенство не очень приветствует то, как верит народ, оно предпочитает удалиться. Да и пройти весь путь заплывшие жиром служители не очень в состоянии: посмотрите, как тяжело духовник отбрасывает намокшие от пота волосы.
Также ризу от иконы несут две небогатые женщины, а лик несёт полная дама (видимо, жена какого-то зажиточного барина). Сопровождает женщину, по-видимому, староста- он счастливый крестьянин-обладатель сапог. Посмотрите: остальные идут в лаптях.
Полицейский замахивается на крестьянина дубинкой, горбуну преграждают палкой путь к чудотворной иконе. Полецейские охраняют "белую" публику от попрошаек и нищих, но те, кого они охраняют представляют ещё более странное, смешное и жалкое зрелище.
Василий Петров "Крестный ход на Пасху"
Эта картина больше остальных запомнилась мне. То, что на ней изображено, более глубоко, нежели чем то, что кажется с первого взгляда.
Пьянство царит среди духовенства, те люди, которые должны наставлять людей на путь истинный сами с него свернули? Не совсем так. Перед нами не тот крестный ход, что на картине Репина, а процессия, обычай, придуманный самими священниками.
Зарплату священнослужители не получали, им платили за отпевание, венчание и крещение (плюс доход с церковной земли). В некоторых населенных пунктах этих денег катастрофически не хватало представителям духовенства, поэтому на Пасху они придумали новый обычай. Священники должны были ходить по деревне, заходить в каждую избу, петь, а крестьяне бы платили им за это или давали подарок. Пасха приходилась на самый бедный период для крестьян:все запасы приходили к концу, денег не было. Конечно, не всем новая задумка понравилась. Некоторые прятались, не отпирали, чтобы избежать низких, позорных сцен, когда бы священники выклянчивали подарок. А в некоторых избах платить было нечем: духовникам просто наливали. На картине и изображён момент, когда процессия выходит из очередной избы.
Перед нами изображение крайнего упадка: начиная от поношенной одежды, заканчивая стертыми ликами икон. Вся процессия выглядит крайне непрезентабельно, но, зная историю, можно понять, что Перов осуждает несовершенный социальный институт, а не пьянство священников.
Если вам было интересно, читайте недавний выпуск "У гения нет пола" и про цензуру в кинематографе. Подписывайтесь на канал!