Найти тему
От ума/Без ума

Остросоциальное

Во время посещения Третьяковской галереи я удивилась тому, как много в ней картин передвижников. Это логично, ведь Павел Третьяков жил во время расцвета этого движения. Чем так интересны картины художников того времени? В чем их злободневность? 

Сегодня я расскажу о пяти картинах, чей посыл потряс меня.

Николай Ярошенко "Кочегар"

Николай Ярошенко "Кочегар"
Николай Ярошенко "Кочегар"

Первое, что бросается в глаза зрителю - могучие, натруженные руки кочегара. Ярошенко создал образ русского пролетария в капиталистическом мире. До него ещё некоторые художники создавали образы рабочего, но привязывали их к крестьянскому труду и быту.

Иван Крамской "Сельская кузница"
Иван Крамской "Сельская кузница"
Константин Савицкий "Ремонтные работы на железной дороге"
Константин Савицкий "Ремонтные работы на железной дороге"

Кочегар задумался. Его добрые, но бесконечно грустные глаза смотрят в упор на зрителя. Они вызывают вину у тех, кто ведёт праздную жизнь, ведь именно таким простым труженикам мы обязаны всем.

Образ Глухаря из рассказа Гаршина "Художники" навеян образом кочегара с картины Ярошенко. Если писатель рисует человека смертельно уставшего, изнуренного непосильной работой, то художник придает своему герою другие черты. Кочегар Ярошенко - могучий богатырь. Отсветы от печи оставляют блики на бесформенных сапогах, свободной рубахе и черных от золы, сильных руках."Вот, кто трудится!" - будто восклицает художник.

Виктор Васнецов "С квартиры на квартиру"

Виктор Васнецов "С квартиры на квартиру"
Виктор Васнецов "С квартиры на квартиру"

Многие знают этого Васнецова, как художника-сказочника. Товарищество передвижников сначала не хотело выставлять эти картины на выставке - они перечили правилам передвижников рисовать действительность. Первыми картинами Васнецова и были такие реалестично-обличительные полотна, среди которых и "С квартиры на квартиру".

Эта картина с лёгкостью могла бы иллюстрировать какое-нибудь произведение Достоевского. Мрачный, серый, нагнетающий пейзаж Петербурга говорит зрителю, что перед ним "униженные и оскорблённые". Можно понять, как бедны старик и старуха - все их пожитки уместились в небольшой узел. Видимо, не хватило денег заплатить за жильё, поэтому старой паре пришлось съехать. На их лицах мрачная обречённость, недоумение и растерянность. Одиночество стариков подчеркивает их одежда -самое темное пятно на картине. Только маленькая собачонка смотрит на них, забежав вперёд. Больше они никому не нужны.

Григорий Мясоедов "Земство обедает"

Григорий Мясоедов "Земство обедает"
Григорий Мясоедов "Земство обедает"

История создания картины - тайна, которую исследователи очень долгое время пытались разгадать. Не сохранилось ни набросков, ни писем друзьям от Мясоедова, где бы он рассказывал о создании картины. Отец художника был мелкопоместных дворянином и, вероятно, Мясоедова и самому приходилось ездить в уездный центр, по делам вместе с отцом. Там и могла зародиться идея этой картины.

Крестьяне, которые сидят у здания земства отнюдь не ходоки-просители, а крестьянская часть земства, приехавшая для участия в уездном собрании мужиков-гласных. Земства ведали определенными хозяйственными и культурно-просветительными вопросами. Несмотря на то, что крестьяне тоже могли принимать участие в управлении, решающим было слово представителей землевладельцев. Художник показывает то, в каких неравных условиях находятся люди.

Из окна виден лакей, протирающий посуду после обеда зажиточных представителей уездного собрания, а мужики ждут у входа, обед их прост. Краюха хлеба, головка лука, соль. Много внимания уделяет художник деталям: заскорузлые рукам, трякицам, тканям. Мужики погружены в невесёлые думы: их лица грустны, сосредоточены. Одетые в старую одежду и поношенный лапти крестьяне сидят на земле у здания земства.

Илья Репин "Крестный ход в Курской губернии"

Илья Репин "Крестный ход в Курской губернии"
Илья Репин "Крестный ход в Курской губернии"

Сколько людей на Руси! И собираются они все вместе на крестный ход. Этот эпизод и изобразил художник. На картине он не только показывает разных людей и характеры, но и изобличает некоторые пороки русского народа.

Перед нами снова разрыв между простым народом и "власть имеющими". Во время крестного хода должно быть 11 священнослужителей, но, как мы видим, на картине всего 2 священника (остальные в процессе не участвуют, а просто идут в толпе). Перед нами вера народа, такая какая она есть. Крестьяне: и зажиточные, и не очень- идут за святыней по жаре и пыли. Видимо, духовенство не очень приветствует то, как верит народ, оно предпочитает удалиться. Да и пройти весь путь заплывшие жиром служители не очень в состоянии: посмотрите, как тяжело духовник отбрасывает намокшие от пота волосы.

Также ризу от иконы несут две небогатые женщины, а лик несёт полная дама (видимо, жена какого-то зажиточного барина). Сопровождает женщину, по-видимому, староста- он счастливый крестьянин-обладатель сапог. Посмотрите: остальные идут в лаптях.

Полицейский замахивается на крестьянина дубинкой, горбуну преграждают палкой путь к чудотворной иконе. Полецейские охраняют "белую" публику от попрошаек и нищих, но те, кого они охраняют представляют ещё более странное, смешное и жалкое зрелище.

Василий Петров "Крестный ход на Пасху"

Василий Петров "Крестный ход на Пасху"
Василий Петров "Крестный ход на Пасху"

Эта картина больше остальных запомнилась мне. То, что на ней изображено, более глубоко, нежели чем то, что кажется с первого взгляда.

Пьянство царит среди духовенства, те люди, которые должны наставлять людей на путь истинный сами с него свернули? Не совсем так. Перед нами не тот крестный ход, что на картине Репина, а процессия, обычай, придуманный самими священниками.

Зарплату священнослужители не получали, им платили за отпевание, венчание и крещение (плюс доход с церковной земли). В некоторых населенных пунктах этих денег катастрофически не хватало представителям духовенства, поэтому на Пасху они придумали новый обычай. Священники должны были ходить по деревне, заходить в каждую избу, петь, а крестьяне бы платили им за это или давали подарок. Пасха приходилась на самый бедный период для крестьян:все запасы приходили к концу, денег не было. Конечно, не всем новая задумка понравилась. Некоторые прятались, не отпирали, чтобы избежать низких, позорных сцен, когда бы священники выклянчивали подарок. А в некоторых избах платить было нечем: духовникам просто наливали. На картине и изображён момент, когда процессия выходит из очередной избы.

Перед нами изображение крайнего упадка: начиная от поношенной одежды, заканчивая стертыми ликами икон. Вся процессия выглядит крайне непрезентабельно, но, зная историю, можно понять, что Перов осуждает несовершенный социальный институт, а не пьянство священников.

Если вам было интересно, читайте недавний выпуск "У гения нет пола" и про цензуру в кинематографе. Подписывайтесь на канал!