Все-таки госпожа Клио любит нумерологию и обладает своеобразным чувством юмора. Снова удивительные совпадения.
15 июля 70 года армия римского императора Тита Флавия Веспасиана после многих месяцев осады и яростных боев прорвала стены Иерусалима, который удерживали восставшие иудеи под руководством радикальной секты зелотов.
Лучше всего эти события описаны в книге непосредственного участника Иосифа Флавия «Иудейская война».
Вкратце, все происходило так.
Великое иудейское восстание против римлян, вошедшее в историю как Первая Иудейская война (66-73 гг.), разразилось вслед за назначением в 64 году префекта Гессия Флора и его требованием передать ему средства Храма. Оно началось в Иерусалиме, где было возглавлено местными зелотами, которые убили умеренного первосвященника и подожгли его дом и архив долговых обязательств. Восстание ознаменовалось прекращением регулярных жертв за благополучие римского императора. Из Иерусалима оно распространилось по всей провинции, затем в Галилею.
Подавление восстания началось на севере, когда экспедиционный отряд под началом римского легата Сирии Цестия Галла начал движение к Иерусалиму. Галлу не удалось взять город и он решил отступить. Преследуемые повстанцами, римские войска были завлечены в засаду на перевале и в бою потеряли почти целый легион. Галлу удалось ускользнуть, однако вскоре после этого он умер.
Затем в Иерусалиме была созвано большое собрание общин, дабы определить политику и принять решение о дальнейших действиях. Были назначены военные командиры для надзора за обороной города. У зелотов руководство городом отобрали, опасаясь излишней радикальности их решений. Город возглавили лидеры фарисеев и саддукеев, которые не знали военного дела и не имели управленческого опыта. Однако назначавшие их полагали, что они могут достичь компромисса с римлянами. Этот квазинезависимый Иерусалим возомнил, что вернулись золотые дни Израиля. В городе чеканили собственную монету, было запущено новое летосчисление от дня освобождения.
Однако в начале 68 года римский военачальник Веспасиан высадился в Птолемаисе и начал подавление восстания. К июлю 69 года все Иудея, за исключением Иерусалима, была умиротворена. Вскоре, город, ставший убежищем повстанцев со всей страны, осадили римляне. Укрепления Иерусалима позволяли ему держаться очень долгое время. Однако внутри началась настоящая гражданская война между умеренными и зелотами.
Шимон Бар-Гиора и Иоханан Гисхальский, лидеры зелотов, возложили всю вину за провал восстания на умеренное руководство города. Зелоты заявили, что предотвратить сдачу римлянам нужно любой ценой, включая убийство политических оппонентов и вообще всякого, кто встанет на пути. Но в городе было много сторонников переговоров с римлянами. Самым выдающимся из них был Иоханан бен Заккай. Спасая от зелотов и надеясь, что он сможет договориться с Веспасианом, ученики тайно вынесли его из города в саркофаге. Зелоты меж тем развязали в Иерусалиме настоящий террор. Иосиф описывает различные акты жестокости, например, поджог складов продовольствия, убийства сторонников переговоров с римлянами.
Летом 69 года Веспасиан отбыл в Рим и в декабре стал императором. Командование легионами перешло к его сыну, будущему императору Титу. Тот блокировал город и последовательно брал укрепления Иерусалима. С самого начала осады военные действия сконцентрировались вокруг Храма.
В 70 году в нем укрепились лидеры зелотов с наиболее верными последователями.
Римляне не отступали. Весной 70 года они проломили третью стену, затем вторую и к лету взяли под контроль крепость Антония.
Зелоты по-прежнему удерживали храмовый комплекс и Верхний город. Первым шагом римлян к захвату Храмовой горы было разрушение части стены крепости Антония, расположенной напротив Храма. На развалинах римляне построили насыпь до стены храмового двора.
В Храме прекратили приносить жертвы, возможно, потому что не осталось священников. Затем сгорели храмовые колоннады.
Однако неоднократные попытки римлян овладеть стеной храмового двора проваливались, пока 10 августа 70 года Тит не приказал поджечь храмовые ворота.
На следующий день в римском штабе состоялся совет о судьбе Храма. Иосиф Флавий утверждает, что Тит намеревался пощадить его, но солдаты не знали об этом и подожгли сооружение.
Однако Тацит сообщает, что Тит требовал разрушить святыню иудеев.
Как бы там ни было, Храм запылал. Удерживавшие его повстанцы сражались до конца, и, когда пламя охватило здание, многие бросились в огонь. Храм горел 10 дней и выгорел практически полностью. Месяц спустя был взят Верхний город.
По приказу разозленного упорством повстанцев Тита Иерусалим был сожжён дотла, за исключением трёх башен иродовой цитадели, которые будущий император пощадил в качестве свидетельства прежней мощи города. Храмовую гору распахали. Единственным, что сохранилось, были огромные внешние (подпорные) стены, поддерживавшие площадку, на которой стоял Храм.
Осада и бои за город длились пять месяцев. Римлянами были пленены почти 100 000 жителей. По свидетельству Иосифа Флавия, общее количество погибших от меча и голода и пленённых за время войны было около 1 миллиона 100 тысяч. Город «разрушители так сравнили с поверхностью земли, что посетитель едва ли мог признать, что эти места некогда были обитаемы».
Победу Тита увековечили одноименной аркой на римском Форуме. Часть храмовой утвари уцелела и была захвачена римлянами. Эти трофеи (среди которых знаменитая Менора) изображены на барельефах арки Тита.
Кстати, удивительное совпадение Храм был сожжен и разрушен в тот же самый день (9-го авва по еврейскому календарю), в который вавилоняне сожгли Храм Соломона в 586 году до н. э.
Разрушение Иерусалима и сожжение Храма положило начало рассеянию евреев по всему миру.
Ну а ровно 1029 лет спустя Иерусалим снова был взят после месяца осады. На этот раз крестоносцами – участниками Первого Крестового похода.
Крестоносцы сам город пощадили, а вот жителям, причем, и мусульманам, и христианам, и евреям, повезло гораздо меньше. Практически все они были убиты в яростной резне, устроенной обозленными долгим сопротивлением рыцарями.
Скоро город стал столицей Иерусалимского королевства – первого государства крестоносцев на Ближнем Востоке. А также резиденцией нескольких рыцарских орденов, в том числе, ордена тамплиеров.
Кстати, в «Ветхом Завете» есть потрясающий по своей красоте и пронзительности «Плач Иеремии». Авторство его до сих пор не установлено достоверно, хотя традиционно автором считается пророк Иеремия (655 - 586 годы до н. э.). В прочем, если даже не он, книга написана его современником в окрестностях Иерусалима. То есть автор был свидетелем и, видимо, невольным участником трагедии и разделял ужас и боль еврейского народа, лишившегося главной своей святыни. Думаю, 656 лет спустя жители города испытывали такие же чувства. Только нового Иеремии среди них не нашлось. Впрочем, «Плач» вполне подходит к обоим событиям.
«1. Как одиноко сидит город, некогда многолюдный! он стал, как вдова; великий между народами, князь над областями сделался данником.
2. Горько плачет он ночью, и слезы его на ланитах его. Нет у него утешителя из всех, любивших его; все друзья его изменили ему, сделались врагами ему.
3. Иуда переселился по причине бедствия и тяжкого рабства, поселился среди язычников, и не нашел покоя; все, преследовавшие его, настигли его в тесных местах.
4. Пути Сиона сетуют, потому что нет идущих на праздник; все ворота его опустели; священники его вздыхают, девицы его печальны, горько и ему самому.
5. Враги его стали во главе, неприятели его благоденствуют, потому что Господь наслал на него горе за множество беззаконий его; дети его пошли в плен впереди врага.
6. И отошло от дщери Сиона все ее великолепие; князья ее – как олени, не находящие пажити; обессиленные они пошли вперед погонщика.
7. Вспомнил Иерусалим, во дни бедствия своего и страданий своих, о всех драгоценностях своих, какие были у него в прежние дни, тогда как народ его пал от руки врага, и никто не помогает ему; неприятели смотрят на него и смеются над его субботами.
8. Тяжко согрешил Иерусалим, за то и сделался отвратительным; все, прославлявшие его, смотрят на него с презрением, потому что увидели наготу его; и сам он вздыхает и отворачивается назад.
9. На подоле у него была нечистота, но он не помышлял о будущности своей, и поэтому необыкновенно унизился, и нет у него утешителя. «Воззри, Господи, на бедствие мое, ибо враг возвеличился!»
10. Враг простер руку свою на все самое драгоценное его; он видит, как язычники входят во святилище его, о котором Ты заповедал, чтобы они не вступали в собрание Твое.
11. Весь народ его вздыхает, ища хлеба, отдает драгоценности свои за пищу, чтобы подкрепить душу. «Воззри, Господи, и посмотри, как я унижен!»
12. Да не будет этого с вами, все проходящие путем! взгляните и посмотрите, есть ли болезнь, как моя болезнь, какая постигла меня, какую наслал на меня Господь в день пламенного гнева Своего?
13. Свыше послал Он огонь в кости мои, и он овладел ими; раскинул сеть для ног моих, опрокинул меня, сделал меня бедным и томящимся всякий день.
14. Ярмо беззаконий моих связано в руке Его; они сплетены и поднялись на шею мою; Он ослабил силы мои. Господь отдал меня в руки, из которых не могу подняться.
15. Всех сильных моих Господь низложил среди меня, созвал против меня собрание, чтобы истребить юношей моих; как в точиле, истоптал Господь деву, дочь Иуды.
16. Об этом плачу я; око мое, око мое изливает воды, ибо далеко от меня утешитель, который оживил бы душу мою; дети мои разорены, потому что враг превозмог.
17. Сион простирает руки свои, но утешителя нет ему. Господь дал повеление о Иакове врагам его окружить его; Иерусалим сделался мерзостью среди них.
18. Праведен Господь, ибо я непокорен был слову Его. Послушайте, все народы, и взгляните на болезнь мою: девы мои и юноши мои пошли в плен.
19. Зову друзей моих, но они обманули меня; священники мои и старцы мои издыхают в городе, ища пищи себе, чтобы подкрепить душу свою.
20. Воззри, Господи, ибо мне тесно, волнуется во мне внутренность, сердце мое перевернулось во мне за то, что я упорно противился Тебе; отвне обесчадил меня меч, а дома – как смерть.
21. Услышали, что я стенаю, а утешителя у меня нет; услышали все враги мои о бедствии моем и обрадовались, что Ты соделал это: о, если бы Ты повелел наступить дню, предреченному Тобою, и они стали бы подобными мне!
22. Да предстанет пред лице Твое вся злоба их; и поступи с ними так же, как Ты поступил со мною за все грехи мои, ибо тяжки стоны мои, и сердце мое изнемогает».
Вот такие шутки госпожи Клио.