Всё начинается с трагедии, предопределившей дальнейшую жизнь главного героя. Ее, а также религия, не позволившая всё исправить сразу.
А тридцать лет спустя начнется, собственно, сама история. Мы видим, как герой продолжает окружать себя прошлым, хотя вокруг - уже давно и прочно обосновалось киберпанковское будущее. Образ получился очень сильным. Некая наивность с щенячьим взглядом, трогательность даже, единственная среди яркой, резкой техногенности.
Наивность, впрочем, в один момент может обратиться прямо-таки первобытной яростью. И мы внезапно обнаруживаем для себя – а герой-то тот еще опасный верзила. И по развитию сюжета, пока герой находится в поисках своей пропавшей девушки, мы будем гадать - останется ли он в конечном итоге таким же тихоней, обособленным от мира, или переступит грань, станет таким же, как и все остальное население города, беспринципное и жестокое.
Но преображение не сильно помогает. Ни герою, ни самому фильму. Поскольку чем дальше, тем больше недочетов выявляется, на какой бы любопытный элемент фильма не обратив внимание.
Взять сюжет. Неторопливый, но и не созерцательный, как оба «Бегущих...», а просто вялый. Эпизоды сменяют друг друга, появляются персонажи, даже драки случаются - и не вызывают хоть каких-либо сильных чувств, переживаний за судьбы действующих лиц. Только легкий интерес к развитию событий, главному герою - очень уж он контрастирует с окружением, и его способами достижения цели. Вот к данной части, пожалуй, совсем не хочется придираться.
Впрочем, остальные актеры тоже были хороши в большинстве своем.
Герой молчит, но эмоций, скупых очень часто, выразительности глаз более чем достаточно, чтобы объяснить зрителю, что чувствует он. Александр Скарсгард идеально отыграл свою роль.
Девушка героя, синеволосая, как Джилл из «Войны миров: Бессмертные», как Клементина (иногда) из «Вечного сияния чистого разума». Сейнеб Салех также отлично вписалась в образ.
Роберт Шиэн и Доминик Монахэн предстали в неожиданных, запоминающихся образах и, надо сказать, только порадовали.
Наконец, Пол Радд, запомнившийся многим как Человек-Муравей, здесь предложил зрителям совершенно иного персонажа, почти антагониста, почти психа, ветерана-дезертира. Почти - поскольку драмы, как предполагалось, не вышло у него. Отсутствие вменяемой мотивации подкачало. На главный вопрос: «Зачем было всё усложнять?», ответ так и не был дан. А ведь всё можно было решить проще, и все получили бы то, что хотели.
Вообще, в достаточной степени колоритных второстепенных персонажей, влияющих так или иначе на сюжет, оттягивающих на себя целые минуты хронометража, тут много, но все они настолько тесно друг с другом взаимосвязаны какими-либо делами, облеплены таким количеством черт, информации о своем прошлом, что становится тесно в этом мире. И ощущается ненужность этого. Как постоянное отвлечение от важного.
А того, что действительно нужно, может не быть. Например, девочка, важный персонаж для истории, не проявляет интереса к происходящему, не переживает за родителей, не задает вопросов, присущих детям ее возраста. Замени её флешкой с информацией, и то было бы больше смысла. Попытка вывести зрителя на определенные эмоции из-за её участия? Не очень-то и получилось.
Далее - фантастический антураж здесь не играет совсем никакой роли. И даже не отвлекает. Маячит фоном, в разговорах упоминаются некие интересные вроде детали (например, занимательный эпизод с участием персонажей Сэма Рокуэлла из «Луны 2112», таким образом, объединяющий фильмы режиссера в одну вселенную). Но никак не дополняет историю, и только, кажется, единожды подчеркивает аспекты жизнедеятельности главного героя. Антураж просто есть, и его легко было бы заменить любым другим.
На дорогам можно встретить как футуристические летающие автомобили, так и дремучего года выпуска Жигули. Причем, летающие машины, в отличие от других подобных фильмов, здесь смотрятся совершенно неправдоподобно. Зачем тогда они такие тут?
Так что, визуальная составляющая, поначалу интересная, на поверку оказывается сборной солянкой, которую не сильно озаботились скомпоновать друг с другом. Акцент на персонажах, понятное дело. Но к чему тогда этот яркий киберпанк? Можно было ограничиться декорациями маленького городка нашего времени - сэкономили бы, и ничего не потеряли в реализации идей.
Музыка есть, но также совершенно не запоминающаяся. Никакого вам стильного ретровейва или еще чего. Красивая (если слушать специально, отдельно) но не очень выразительная в фильме электроника, забывающаяся сразу же. С другой стороны, она вполне подходит под общий, неторопливый настрой. Не более того.
Таким образом, «Немой» драматичен. Как своей историей, безо всяких лишних убийств, членовредительств или жестокой мести рассказавшей трагедию людей, так и исполнением, когда на каждую отличную находку немедленно находится по паре отрицательных моментов - как в реализации этой находки, так и в прикручивании ее к другим ненужным элементам.
Убрать бы 30-40 минут, добавить больше эмоций, больше логики в действиях, больше вменяемой мотивации - и был бы замечательный, умный фильм, привлекающий не картинкой, не боевыми сценами, а характерами персонажей и их действиями.
Но видение режиссера было другое. Что ж.