(Научно-философские этюды. Часть 1)
Гроза бушевала, дождь и ветер били ему прямо в лицо
налетающими порывали, океан гремел бьющимися валами волн о берег,
а он, человек, стоял, как каменный утес под ним, – стоял крепко, споря с
грозой, распластав руки как крылья, – как будто он были готов взлететь
над этой разбушевавшейся стихией и укротить её. Как он это не раз
делал в своей истории.
«Человек! – Познай самого себя!» – было написано на дельфийских
вратах в Древней Греции, почти два с половиной тысячелетия назад. А
еще за более чем две тысячи лет до появления этой надписи мыслитель
древнего Египта Имхотеп, возможно под влиянием экологической
катастрофы, которая оставила нам пустыню Сахару, как тут не
вспомнить известное изречение Карла Маркса – культура, которая
развивается стихийно, оставляет после себя пустыню, оставил
предупреждение всем последующим поколениям людей, и нам, людям
XXI века в том числе, которое, словно гром во время грозы, гремит над
планетой уже более четырёх тысяч семьсот лет – «Люди погибнут от
неумения пользоваться силами природы и от незнания мира!» [1].
Космический прорыв в форме полета Юрия Гагарина вокруг Земли
12 апреля 1961 года – это ведь и космическая ступень реализации
призыва дельфийского оракула «Человек! – Познай самого себя».
Но одновременно с этим Космическим Возвышением Человека мы, то
есть люди, наблюдаем и собственное падение, сопровождаемое
религиозными и военными преступлениями, гибелью миллионов людей в
войнах на протяжении всей многовековой истории, апофеозом которых
стали: как преступления немецкого фашизма во главе с Гитлером и его
подельниками – Гиммлером, Геббельсом, Герингом и другими во второй мировой войне и осужденные Нюрнбергском трибуналом, так и
преступление империализма США во главе с президентом Трумэном в форме атомной бомбардировки двух японских городов Хиросима и Нагасаки в начале августа 1945 года, превратившей эти города в пылающий ядерный смерч, в котором сотни невинных, мирных людей за секунду стали пеплом, запечатлелись темными силуэтами на стенах обожжённых ядерной плазмой домов.
Человек, как исчадие ада, наиболее ярко воплощенный в Гитлере, хотя и
до него было немало зловещих фигур, стоит вспомнить «пирамиды из
человеческих черепов» как символ войн Тамерлана на картинах Верещагина.
– И человек как свет, как величайшее воплощение божественного духа, как богочеловек, – Иисус Христос, взошедший на крест две тысячи двадцать лет назад, ради спасения всего человечества, погрязшего в грехе.
Эти два полюса тьмы и света – есть два полюса, в напряжении между
которыми разворачивалось историческое восхождение человека к свету – к правде и справедливости, к любви и добру для всех, к космическому
дерзанию. Восхождение к величайшему своему призванию – «Быть
человеком! Быть человеком на Земле, поддерживая и развивая гармонию в Жизни, и в Космосе, везде на невиданных звездно-планетных мирах, куда«вступит он – Человек, будущий Космический разум!».
2 «Бездны бесчеловечности» и взлеты человеческого
духа
Вся история человечества, которая состоялась и которую мы
изучаем по учебникам в школах и вузах, есть самопознание человеком
самого себя и восхождение к самому себе – к человеку! Восхождение
трагическое и драматическое. Восхождение, сопровождаемое падениями в «бездны бесчеловечности и всепоглощающей человеческую суть алчности»,– и не уступающими им, этим падениям, более того – их все более и более превышающими, взлетами силы человеческого духа,
героизма, самопожертвования, взлетами такой силы любви, перед которой человек склонял голову, а искусство воспело в своих бессмертных произведениях, как в знаменитой драме «Ромео и Джульетта» Уильяма Шекспира.
Тут моя память подбрасывает неожиданно образ «Скупого рыцаря»,
созданного гением величайшего русского поэта и не менее величайшего
гуманиста мира Александра Сергеевича Пушкина.
Для «скупого рыцаря» накапливаемое золото, накапливаемый денежный
капитал олицетворяли власть над миром [2]:
«Так я по горсти бедный принося
Привычно дань мою сюда в подвал,
Вознес мой холм – с высоты его
Могу взирать всё, что мне подвластно.
Что не подвластно мне? Как некий демон
Отсюда править миром я могу.
Лишь захочу, – воздвигнутся чертоги,
В великолепные мои сады
Сбегутся нимфы резвою толпою,
И музы дань свою мне принесут,
И вольный гений мне поработится,
И добродетель, и бессонный труд
Смиренно будут ждать моей награды.
Я свистну, и ко мне послушно, робко
Вползёт окровавленное злодейство…».
Это влечение человека к богатству, к концентрации капитала как можно более и более мощной в своих руках, чтобы с помощью денег править миром, особенно проявилось именно в последние два тысячи лет. Именно после заповеди Христа, как заметил православный мыслитель и философ Сергей Николаевич Булгаков, «об исполнении которой Он просит нас», и которая «решительно повелевает стать на сторону труда, признать справедливость в общем и в целом… именно требований труда».
Деньги – это власть Капитала-Сатаны, это самая мощная сила, искушающая человека властью, наслаждениями, но одновременно и уничтожающая его душу, превращающая его в «стреляющий автомат» или в «ядерную бомбу», сжигающую в ядерной топке (в нравственное предупреждение последующим поколениям) города Хиросима и Нагасаки. «Сатана там правит бал, Сатана там правит бал, люди гибнут за металл!» – поёт Мефистофель в опере Гуно «Фауст», поставленной по поэме «Фауст» Гёте – великого поэта, мыслителя и человековеда.
Сколько раз человек в истории совершил преступления и совершает до сих пор против самого себя, против жизни на Земле ради денег и вожделенной власти с помощью капитала над миром?
Если прибыль достигает трехсот процентов, – писал в «Капитале» Карл Маркс, – капиталист готов ради неё идти на любые преступления.
Этими преступлениями вымощена дорога становящегося капитализма в Европе, в мире до наших дней. Колонизация открытой Колумбом Америки с истреблением древних цивилизаций инков, майя и ацтеков, с истреблением индейцев, работорговлей, колонизация европейцами – англичанами, французами, испанцами, голландцами, португальцами, бельгийцами – Азии и Африки сопровождалась массовыми преступлениями против человека.
И одновременно на этом потоке богатства, который устремлялся в страны Англии, Западной Европы, потом – США, расцветала культура, литература, создавалась бессмертная музыка, воздвигались бессмертные творения архитектуры.
Александр Субетто