Поводом к написанию данной статьи послужила полемика, которая развернулась вокруг одной моей публикации. Данная статья была лишь напоминанием о православном празднике, и я не рассчитывал ни на какую реакцию. Но получилось наоборот. И в центре данной полемики оказалась Библия. С одной стороны высказывались кощунственные, с православной позиции, мнения «знатока» Библии (специально не упоминаю ни название статьи, ни имени этого «комментатора», что бы не ввести в соблазн других православных читателей), с другой стороны отстаивались Православные позиции православных читателей, за что им благодарность и низкий поклон. Этот «знаток», хвалясь тем, что он самостоятельно изучает Библию выискивал, причём очень быстро, нужные цитаты из Ветхого и Нового заветов, для того что бы доказать свою правоту. Действительно, нужно отдать должное, что он знает Библию очень хорошо, и считает, что он тем самым утверждается в истине.
Что можно сказать по этому поводу? Истина – это очень отвлеченное понятие. Она разная и в религиозном смысле, и в смысле каждого отдельного человека. У этого «знатока» своя истина, которая ему помогает совершенствоваться. Но главный вопрос: «В чём совершенствоваться?» Православные христиане совершенствуются в добродетелях ради спасения души для вечности с Богом. Совершенствование этого «знатока Библии» привело его к неверию во Христа как Бога, в Матерь Божию и к утверждению того, что христианство на протяжении 2000-летней истории обманывает человечество! Вот к чему может привести самостоятельное исследование Библии.
Конечно – это редкий случай, но в Православии считается очень опасным самостоятельное изучение писания, если оно не опирается на святоотеческое толкование. Ведь, по сути, Библия не является самым главным средством для достижения Царствия Небесного, ибо цель у верующего человека одна – спасение души, а средств много. И Библия – одно из них.
Что бы это понять, надо максимально расшифровать мою мысль. А мысль заключается в том, что главным средством для достижения Царствия Небесного является Откровение Божие. А что такое Откровение? Это действие благодати Божией, в которой Бог открывает Себя людям и преподаёт знания о Себе, мире и о самом человеке, необходимые для спасения души. Именно Откровение служит главным путеводителем человека в Царствие Небесное. И в таком случае встаёт вопрос, какое же место в откровении Божием занимает Библия?
Библия – это часть Откровения Божьего. Если учесть, что Откровение – это совокупность Священного Писания (т.е. Библии) и Святого Предания (т.е. многовекового опыта Христианской церкви), то Священное Писание является не только частью Откровения, но и частью Церковного предания, что схематически можно изобразить так:
Священное предание в свою очередь так же делится на различные духовные категории: мученические акты; православный эзотерический опыт, апологетический опыт церкви; православные чудеса и т.д. Это, естественно, не моё личное мнение, а Православное догматическое богословие уровня Духовной семинарии, которое чётко указывает на то, что Священное Писание настоятельно рекомендуется изучать исключительно с позиции святоотеческого толкования.
Да, действительно, в Библии хоть и не много, но есть противоречия, которые могут ввести в заблуждение «ревностных искателей правды». Если, конечно они самостоятельно изучают Писание. Но на помощь в таких случаях могут прийти учёные богословы, которые посвятили всю жизнь не просто изучению Священного Писания, а стремлению к святости через отречение от мира полного соблазнов. И через пост, молитву и созерцательный образ жизни Бог им открывал тайны Царствия Небесного, заложенные в строчках святой Библии. Именно для этого Дух Святой и послан был в мир по обетованию Иисуса Христа, что бы такие великие святые мужи христианской церкви, как Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов, Феофан Затворник, Игнатий Брянчанинов и многие другие «имже несть числа», через свои толкования помогали бы нам в изучении Священного Писания.
И другого не может быть! В противном случае может произойти настоящая духовная трагедия, о которой говорилось выше. Только доверие к авторитету этих вышеперечисленных святых отцов церкви должно быть главным ориентиром в поисках истины через изучение Священного Писания, и главным доказательством их бескорыстности служила их праведная и святая жизнь посвящённая Богу.
В заключении хочется сказать о доверительном смысле православно-христианских отношений. Православные святые, исполненные благодати Духа Святого черпали истину с помощью Божией и толковали Священное Писание. Это составляет Священное Предание церкви. Священное Предание, в свою очередь является главным доверительным ориентиром, который через опытных духовных наставников преподаётся будущим священникам в духовных школах. Священники же, в свою очередь, либо на проповедях в храме после богослужения, либо в кружках по изучению Св. Писания доносят истину Библии до прихожан в Православном свете. И в итоге, везде присутствует духовное руководство. Таким образом лучше вообще ничего не читать, а лишь ограничиваться вниманием проповедей в храме, чем так самостоятельно до изучаться, руководствуясь извилинами ума и собственной гордыней, что в конце концов, потерять веру и во Христа, и в Церковь.
Искренней вам веры в Бога, надежды на Его милосердие и любви к Богу и к ближним.