Город, в котором запрещены личные автомобили, летающее такси-трансформер, самолёт на солнечных панелях и ещё семь удивительных концепций транспорта будущего со всего земного шара.
Капсульный поезд Илона Маска
Hyperloop. Так называется проект капсульного поезда, который в 2013 году придумал Илон Маск. Суть концепции в том, чтобы создать систему герметичных капсул, которые проносятся по вакуумным трубам со скоростью до 1300 км/ч. Строить это самостоятельно Маск не стал: изобретатель просто выложил проект в открытый доступ и разрешил использовать идею всем желающим.
За воплощение проекта взялись несколько компаний, среди которых Hyperloop Transportation Technologies (HTT), Virgin Hyperloop One и TransPod. За последние несколько лет они запланировали строительство нескольких полигонов для испытаний.
Если Hyperloop в итоге построят — а пока в этом есть большие сомнения — капсульный поезд позволит резко сократить время путешествия из одного города в другой. Получится настоящая наземная (точнее, подземная) альтернатива самолётам. Разработчики обещают, что, несмотря на высокие скорости, разгон капсульных поездов будет настолько плавным, что даже кофе не разольётся в пути.
2. Мегапроект саудовского принца.
Ещё один «супергород будущего» строят в Саудовской Аравии. Разумеется, самое крупное государство Ближнего Востока решило перещеголять соседей из ОАЭ, и спустя 11 лет после анонсирования Масдара саудовский принц назвал «самым амбициозным проектом в мире» собственный город — Неом.
Здесь всё то же самое: энергия только из возобновляемых источников, экологичный транспорт, никаких машин с двигателями внутреннего сгорания. Среди прочего вдохновители проекта планируют организовать в городе систему летающих такси-дронов. Город хотят построить на берегу Красного моря у границ Саудовской Аравии, Иордании, Израиля и Египта. Близость к зоне недавних боевых действий саудовцев не остановила.
Новости об инновациях, которые внедряют при строительстве и проектировании Неома, приходят регулярно. В отличие от инвестиций. Несмотря на всевозможные обещания наследного принца, западные компании в Неом идут неохотно — а сам монарх не спешит покрывать полную стоимость всех работ. Нынешний план предусматривает завершение первой части строительства города к 2025 году.
3. Аэротакси от Uber.
Появление услуги воздушного такси — перспектива вполне обозримого будущего. Возглавить рынок рассчитывает компания Uber. Она анонсировала планы по подключению воздушного пространства к системе индивидуальных перевозок в 2016 году. С 2023 года компания собирается запустить новый сервис.
В начале этого года Hyundai совместно с Uber презентовали концепт воздушного такси S-A1. Вместе с ним разработчики показали площадку Hub, необходимую для функционирования нового такси, — с этой площадки аэротакси сможет совершать вертикальный взлёт и посадку.
На борт машина возьмёт до четырёх пассажиров. На первых порах управлять аэротакси будет пилот, впоследствии разработчики рассчитывают, что полёты станут автономными. В итоге S-A1 обещают сделать полностью электрическим и не таким шумным, как вертолёты.
4. Электромотор вместо реактивного двигателя.
Как достичь минимального уровня выбросов вредных веществ в атмосферу — над решением этой задачи бьются лучшие умы планеты. Добиваясь «углеродной нейтральности», электрифицировать пытаются всё. В том числе самолёты. Основной конкурент «Боинга», компания Airbus, поставила масштабную задачу — сделать полностью электрическим большой гражданский самолёт. Одна из ступеней на пути к реализации этой цели — проект E-Fan X.
В 2014-м Airbus выпустил полностью электрический двухместный E-Fan, но до серийного производства дело не дошло. Программу свернули, а ставку сделали на новый концепт E-Fan X — совместный проект с Rolls-Royce и Siemens.
В качестве платформы для разработок был выбран среднеразмерный реактивный самолёт British Aerospace 146. Его производили в Великобритании с 1983 по 2002 год. Но если у BA-146 было четыре реактивных двигателя, то у E-Fan X их только три. Вместо четвёртого — электромотор. Да, это всё ещё не полноценный электросамолёт — но уже нечто большее, чем одноместный планер! Первый полёт этого аппарата был намечен на 2021 год, но в апреле 2020 года проект заморозили... из-за пандемии коронавируса, которая сильно ударила по всей авиационной промышленности. Однако электрические самолёты наверняка ещё появятся!
5. Гибрид дрона и спутника для военных
Транспорт нужен не только для перевозки людей. Военные — это отдельный (и очень крупный) заказчик инновационного транспорта. Для военно-воздушных сил искусственный спутник порой оказывается слишком дорогим, а обычный квадрокоптер — недостаточно эффективным. Скрестить дрон и космический аппарат попытались в Aurora Flight Sciences, дочернем подразделении Boeing.
Проект этой компании получил название «Одиссей» в честь легендарного персонажа древнегреческой мифологии. Как древнегреческий Одиссей годами бороздил океан, так Odysseus от «Боинга» будет «путешествовать» по небу месяцами. Ожидается, что новое летательное устройство станет подниматься на границу тропосферы и вести наблюдение за целями на земле, в воздухе и на воде.
Летающий «Одиссей» — это 74-метровое крыло-лонжерон из карбона. Из этого материала делают болиды Формулы-1 и новейшие военные разработки. Верхнюю поверхность крыла накрыли стеклопластиком, под которым спрятали литий-полимерные батареи. По расчётам создателей, это позволит «Одиссею» летать по три месяца подряд без посадок. Нехватку заряда будет восполнять солнце. Полезная загрузка дроноспутника достигнет 25 кг: этого хватит, к примеру, на видеокамеру, несложное оборудование или компактное оружие.
Первый полёт аппарат должен был совершить весной 2019 года. Судя по отсутствию новостей, испытание не состоялось до сих пор. Либо сведения засекретили.
Через 20 лет вы хотите...?